Презентация к уроку литературного чтения по стихотворению E.А. Благининой Снегурка
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРАЗА СНЕГУРОЧКИ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, Е. А. БЛАГИНИНОЙ «СНЕГУРКА»Подготовила: Вишневская Ксения Андреевна, учитель начальных классов
СНЕГУРКАЯ вылепил Снегурку,Поставил на видуСнегурушку-девчуркуПод яблоней в саду. Стоит моя царевнаПод круглым деревцом – Царевна-королевна,Пригожая лицом. В парчовой душегрейкеСтоит светлей зари,И крупные на шейкеИграют янтари. Она мой сад оставит,Лишь солнце припечет:Расплещется, растает,С ручьями утечет. Но кликну – отзоветсяСнегурушка моя –То эхом из колодца,То голосом ручья, То лебедью, плывущейВ заоблачном пруду,То яблоней, цветущейВ моём родном саду.
Елена Александровна Благинина (1903-1989) «Ребята любили и её, и её стихи — прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести».Е. Таратута
Работа с идено-тематической основой стихотворения проходила в 3 этапа:1 - определили ассоциативный ряд, вызванный при опросе студентов, 2 - нашли лексическое значение слова Снегурка, закрепленное в толковом словаре С. И. Ожегова 3 - обратились к фольклорным истокам образа снегурочки.4 - проследили образ снегурки в произведениях различных видов искусств 5 - выявили отличие «благининской» снегурки от фольклорной
Словесные ассоциации:молодая девушка изо льда или снега в синем одеянии, русская красавица с кокошником и косой, боится солнца, любит зиму, уязвима как ребенок, празднование Нового года, радость
В словаре Ожегова, в определении слова Снегурка дается отсылочная дефиниция к слову Снегурочка. Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца
Снегурками, снегурочками, снеговиками, Снегирями звались на Руси звались различные виды птиц, зимующих в наших лесах: жаворонки татарский и сибирский, пуночка-подорожник и другие. Зима у славян ассоциировалась с птицами. Её и саму сравнивали с иззябшей, нахохлившейся воробьихой. «Большие крылья снежной птицы», - сказал о русской зиме Александр Блок. И снежинки её порхают как птахи.
«Снегурка, снежник, снеговик – складенный из снега болван, подобие человека», - пишет В.И. Даль.
Родина Снегурочки город Кострома и усадьба Щелыково – бывшее имение, а ныне Дом-музей А.Н. Островского, автора прославленной пьесы-сказки о Снегурочке, образы которых воплощали в своих музыкальных произведениях П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков
В 1952 студией «Союзмультфильм» снят рисованный мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца, режиссера Ивана Иванов-Вано. Мультфильм показывали в кинотеатрах
В 1968 году кинокомпанией «Ленфильм» снят художественный фильм-сказка по одноимённой пьесе А. Н. Островского из цикла «Весенние сказки», режиссера Павла Кадочникова.
У В.М. Васнецова платье снегурочки – это собирательный образ народного костюма
У М.А. Врубеля – это одежда сотканная из снега, пуха и горностаевого меха, юной феи эпохи «модерн»
У Н.К. Рериха иноземка с русским именем и в шубке меховой.
В фольклорной сказкеНа Иванов день (24 июня/7 июля) пошла Снегурочка с девками-подружками в лес, а те «вздумали костерок разжечь и давай прыгать. И ей говорят: А ты что не прыгаешь? Прыгни и ты. Она и прыгнула, да только и была…парок только видно…спалилась.»
Снегурка у Благининой – воплощение эстетической категории – Красоты, имеющей исконные русские народные корни! Стихотворение можно разделить на две логические части: первая – описывает образ Снегурки зимой, вторая – показывает трансформацию образа снежной девушки с приходом весны. Разные характеристики герой использует, чтобы показать масштаб Красоты водной стихии: желает как можно ближе к истине передать словами богатство и великолепие образа.
Снегурушка-девчурка
Царевна
Королевна
Эхо из колодца
Голос ручья
Лебедь плывущая
Яблоня цветущая
Если обратится к русской мифологии, то по одной из версий, чтобы пришла весна, нужно принести в жертву снегурку Богу солнца – Ярилу.Образ чудной девушки-снегурки находит свое перевоплощение с приходом солнца. Холодный снежный образ трансформируется в легкий, водный. У славян Перун – бог воды. Жилами земли называли они реки и ручейки, сравнивая течение воды, с течением крови в жилах. Они верили в то, что вода дает силу и красоту. Вода – источник жизни, дающий плоды Богине-матушке, сырой земли берегине. Так Благинина по-новому переосмысливает традиционный фольклорный образ Снегурочки – оставляя основной её атрибут – Красоту, поэтесса наделяет её такой характеристикой водной стихии, присущей фольклорным мифологическим представлениям, как Вечная Жизнь.