Презентация Современный урок в условиях введения ФГОС ООО в 5 классах
ВВЕДЕНИЕ ФГОС В 5 КЛАССАХ Современный урок математики в условиях введения ФГОС Выступление на РМО учителей математики Ивановой Натальи Львовны, учителя МБОУ «Ситне-Щелкановская СОШ» 06.11.2014г. Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) – заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. * * http://aida.ucoz.ru Что такое ФГОС ? Стандарт выдвигает три группы требований:• Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;• Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования;• Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. * http://aida.ucoz.ru * Это - совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: формировать, давать знания Стандарты второго поколения:развивать уменияВ информационном обществе главными стали не знания, а умения ими пользоваться! * http://aida.ucoz.ru * УЧЕНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ: ставить цель и добиваться ее;самостоятельно добывать и применять знания;составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия;задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человекомсохранять и укреплять своё здоровье * http://aida.ucoz.ru * * http://aida.ucoz.ru * Инструменты перехода на ФГОС Изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный).Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).…Если ты умеешь действовать, то ты умеешь мыслить…. Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чегоучить?ценности образования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий Понятие и сущность УУД * http://aida.ucoz.ru * В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Виды универсальных учебных действий Особенности урока при реализации ФГОС ООО «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно -деятельностного подхода. …….Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. * http://aida.ucoz.ru * Раньше Сейчас Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1.Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал».2.Учитель объявляет новую тему.3.Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»).4.Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1.Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 2.Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 3.Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем, в учебнике).4.Ученики делают вывод по теме. Меняется и роль родителей Раньше Сейчас Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике! Нужно учиться выбирать главное и интересное! «Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки». Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике. Роль родителей Учебник используется как научная литература Раньше Сейчас Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. Роль родителей Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься».Проверка домашнего задания проводилась в основном учителем, с комментарием, по готовому образцу. Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Оценивание домашнего задания начинается с помощью группы консультантов, а потом по эталону. Обсуждение выполнения домашнего задания может проводиться качественной оценкой Раньше Сейчас Роль родителей Поддержите стремление ребенка быть активным. Проверка знаний осуществлялась в основном с помощью самостоятельных и контрольных работ. Проверяется умение применять знания в новых ситуациях, больше в парной и групповой работе ( само и взаимопроверка, проверка по образцу)Практическая групповая работа, ПроектИсследовательская работа- Раньше Сейчас Роль родителей Умейте дать совет и возможность использовать СМИ и Интернет-ресурсы Коллекция достижений ученика Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио) Позиции Деятельность учителя в соответствии с ФГОС Подготовка к уроку Сценарный план урока, на 30-60% предоставляет свободу учителю При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Интернет, материалы коллег и др. Основные этапы урока Объяснение занимает 20-30%, закрепление 5-10% урока, самостоятельная деятельность учащихся 60-70% Главная цель учителя на уроке Организовать деятельность детей по: - поиску, обработке информации;- обобщению способов деятельности;- постановке учебной задачи и др. Деятельность учителя определяется через формулирование заданий Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите, создайте схему, модель, кластер, исследуйте и др. * Требования к уроку Урок современного типа Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (Учитель подводит уч-ся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели ( Учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Учитель-консультант Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учитель-консультант Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Проводится рефлексия Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей * * http://aida.ucoz.ru * В чем новизна современного урока математики в условиях введения ФГОС? Организация индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.Хорошее начало урока и хорошее окончание!Учитель планирует деятельность учителя и ученикаСоздание проблемных и поисковых ситуаций для активизации деятельности учащихся В центре внимания – ученик!Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.Работа в диалоге, педагогика сотрудничества, максимум творчестваРабота в группах, парахПроектная работа как результат деятельностиРазвитие самостоятельности принятия решений, самооценки и самоанализа своих действийРефлексия, обратная связь развивающее обучение проблемное обучение разноуровневое обучение коллективную систему обучения (КСО) технологию решения изобретательских задач (ТРИЗ) исследовательские методы в обучении проектные методы обучения технологию «дебаты» технологию модульного и блочно-модульного обучения лекционно-семинарско-зачетную систему обучения технологию развития «критического мышления» технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) информационно-коммуникационные технологии здоровьесберегающие технологии систему инновационной оценки «портфолио» технологию дистанционного обучения и др. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». * http://aida.ucoz.ru * СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! * http://aida.ucoz.ru *