В помощь социальному педагогу, матрицы


Алгоритм проведения диагностической беседы со школьником Начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушаниемПри молчании делать акцент на расспросКогда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.Вопросы должны контролировать друг друга. Структура наблюдения цель (зачем проводиться наблюдение?) объект (что наблюдается?) этапы (очередность различных процедур) критерии и признаки (по каким внешним проявлениям мы будем судить о наличии наблюдаемого явления?) Матрицаопределения обобщенного показателя социального благополучия ребенка № п/п Социальная характеристика Балл 1 2 3 1 Состав семьи ребенкаТолько отец, дедушка, бабушкаТолько мать и отецМать и отчим, отец и мачехаОдна мать, один отецНет родителей, бабушка, дедушка, другие родственники 5 4 3 2 1 2 Уровень учебных достиженийВысокийДостаточныйСреднийУдовлетворительныйНизкий (уклоняется от учебы) 5 4 3 2 1 3 Здоровье ребенкаПрактически здоровЧасто болев в пределах нормального развитияИмеет хронические заболеванияОтставание в интеллектуальном развитииИмеет врожденные патологии, нервно-психические болезни 5 4 3 2 1 4 Санитарно-жилищные условия жизниБлагоустроенная квартира, домОтдельная квартира (дом) с родителями супруговБолее одной комнаты в коммунальной квартире с удобствамиКомната в коммунальной квартире с удобствамиКомната в общежитии, в бараке без удобств 5 4 3 2 1 5 Доход семьиМогут практически себе ни в чем не отказыватьДенег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долгНа повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности.Живут от зарплаты до зарплатыДенег до зарплаты не хватает 5 4 3 2 1 6 Уровень социального благополучия семьиАтмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любвиЗдоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски, без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»В семье ссоры, скандалы,, один из родителей склонен к алкоголюСудимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости у одного или обоих родителейСостоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 5 4 3 2 1 7 Поведение ребенка в школеПримерноеУдовлетворительноеНеудовлетворительноеНеоднократно отмечалось асоциальное поведениеСостоит на учете ИДН, ВШК 5 4 3 2 1 8 Внешкольное общение ребенкаПостоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересовЭпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времениОбщение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целейАсоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществКриминогенные группы с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики 5 4 3 2 1 9 Жизненные цели ребенкаЧетко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целейПозитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчатоОтсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авосьЦелевые ориентации носят скорее; негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа — сверстники с асоциальной направленностью интересовЯвно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки наобщественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете в ИДИ. ВШК) 5 4 3 2 1 10 Эмоциональные отношения родителей с детьмиПостоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверияСлепая любовь, гиперопекаДля родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованноеРавнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемыНапряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 5 4 3 2 1 Общая сумма баллов – 150ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше балл, тем выше риск)от 31 – до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормыболее 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания №п/п Показатели семьи Баллы 1. Состав семьи мать, отец, дедушка, бабушка 5 только мать и отец 4 мать и отчим, отец и мачеха 3 одна мать, один отец 2 нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1 2. Санитарно-жилищные условия семьи благоустроенная отдельная квартира 5 квартира с родителями супруга(и) 4 более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами 3 комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами 2 комната в общежитии, в бараке без удобств 1 3. Доход семьи могут практически ни в чем себе не отказывать 5 денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг 4 на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3 живут от зарплаты до зарплаты 2 денег до зарплаты не хватает 1 4. Педагогический стиль семьи постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5 слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость 4 первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям 3 равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни 2 напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1 5. Уровень социального здоровья семьи атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5 здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4 в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке 3 судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов 2 6 Ценность детей в семье дети - главная ценность в семье 5 дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством 4 дети дополняют супружеские отношения 3 дети - элемент социального статуса: «как у всех» 2 дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства 1 7 Отношения семьи со школой высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка 5 обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях 4 интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери 3 критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний 2 отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) 1 Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получим характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск): Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска; От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы; Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие). * Уважаемые коллеги,желаемуспехов!