Презентация по МХК: «Средневековая легенда о Гамлете»
Средневековая легенда о ГамлетеПрезентацию подготовили ученицы 9 «Б» класса гимназии № 405Ердакова Алина и Зуева ЮляПреподаватель: Дудкина Наталия ВсеволодовнаСанкт-Петербург, 2012
Истоки: греческий миф об ОрестеОрест – сын Агамемнона и Клитемнестры. После того как Агамемнон был убит Клитемнестрой и Эгисфом, сестра Ореста Электра (или его кормилица) спасла его из рокового дома. Он вырос в Фокиде у царя Строфия, женатого на тетке Ореста – Анаксибии.Здесь и возникла дружба между Орестом и его сверстником Пиладом, сыном Строфия. Когда Орест стал совершеннолетним, он получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Согласно "Орестее" Эсхила, преследуемый богинями мести эриниями за пролитие им крови матери, Орест обращается, по совету Аполлона, за помощью к Афине, которая передает дело об убийстве Клитемнестры на рассмотрение созываемого ею специального суда афинских старейшин (ареопага) на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству самой Афины, отстаивающей главенствующую роль мужчины в семье и государстве, голоса делятся поровну, что, по условиям афинского суда, означает оправдание Ореста. По другому варианту, Орест должен был для своего оправдания доставить в Грецию из Тавриды (где встретился с сестрой Ифигенией) деревянный кумир богини Артемиды.
В других трагедиях Еврипида ("Электра", "Орест") поступок Ореста лишается всякого героического ореола, и сам он изображается душевнобольным человеком, способным на новую бессмысленную жестокость. Орест царствовал после Менелая в Спарте, а поздние источники сообщают о смерти Ореста от укуса змеи в Аркадии.Возможно, в этой области существовал древний культ Ореста как местного героя. Считалось, что останки Ореста, хранившиеся в аркадском городе Тегея еще в VI в. до н.э., вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту.
Орест и Ифигения. 1788Миф об Оресте отразил процесс преодоления архаического закона кровной мести, происходивший на фоне смены матриархального уклада патриархатом: эринии, преследующие Ореста за пролитие крови матери, безразличны к преступлению самой Клитемнестры, так как она не находилась со своим мужем в кровном родстве. По закону убийство Орестом матери должно повлечь за собой гибель самого Ореста, но он не несет наказания, так как за него вступается государство в лице ареопага.
Скандинавская история об АмлетеЛегенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своем собрании легенд и хроник под названием «История Дании».Предание гласит, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом Фенгоном. Затем Фенгон женился на вдове убитого и завладел его землями. Сын убитого, молодой Гамлет (или Амлет) должен был отомстить за гибель отца.Чтобы обмануть Фенгона, Амлет притворился безумным. Поступки его говорили о помешательстве, но в речах крылось несомненное коварство, и никому не удавалось до конца разгадать смысл слов Амлета. Поэтому Фенгон продолжал подозревать племянника. Он пытался завлечь его в западню и заставить проговориться о своих истинных намерениях. Но Амлета предупредил об опасности его верный друг и молочный брат (ставший прототипом Горацио у Шекспира). Один из придворных (у Шекспира – Полоний) пытался, спрятавшись, подслушать разговор Амлета с матерью. Но Амлет обнаружил его в углу под соломой, убил, а труп бросил на съедение свиньям. Он упрекал мать в том, что она не верна памяти убитого отца.
Фенгон отправил Амлета в Англию в сопровождении двух придворных (у Шекспира – Розенкранц и Гильденстерн) с письмом к английскому королю, в котором просил убить племянника. Но Амлет подменил письмо, и вместо него казнили его спутников. Амлет женился на дочери английского короля и вместе с ней вернулся в Ютландию, где все считали его погибшим. Внезапный приезд заставил придворных превратить тризну в праздник. Амлет напоил всех допьяна, а затем поджег дворец. Придворные погибли в огне, а Фенгону он отрубил голову, исполнив, наконец, долг кровной мести.Изображение Гамлета (Амблетта). XVII век
История о Гамлете, принце ДатскомШекспир написал свою пьесу примерно в 1601 году. Взяв за основу старинный сюжет, он показал нам Англию XVII века. Шекспир говорит со своими современниками о главных вопросах жизни.Каков Гамлет Самсона Грамматика? Умный, изворотливый, сильный, жестокий, способный не только бестрепетно убить человека, но и поглумиться над трупом врага. Этому Гамлету почти не ведомы нравственные муки, он – истинный сын своего времени. У Шекспира трагедия Гамлета состоит в том, что человек, обладавший сердцем и умом, сломался, увидев ужасные стороны жизни – кровосмешение, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, в любовь, разочаровался в жизни. Притворяясь безумным, он и вправду чуть не сошел с ума от подлости окружающих. Но когда его начинают травить, как зверя, в нем просыпается принц крови, человек своей эпохи. Тогда превыше всего ценилось умение владеть шпагой, а коварство не считалось пороком. И Гамлет начинает действовать, уверяя себя самого, что борется не за собственную жизнь и трон, а за восстановление всеобщей справедливости.
Dominico Tojetti. Офелия (Шекспир «Гамлет»). Edwin Abbe. Гамлет и Офелия
Офелия (Шекспир «Гамлет»). Jules Joseph Lefebvre. Офелия
Возможно, Гамлет, как бывший студент Виттенбергского университета, помышлял о науке, об искусстве, о деятельности на пользу человечеству. А пришлось ему мстить, интриговать, притворяться, убивать – в открытом бою, как Лаэрта, или косвенно (как Офелию). Его безумие – не только способ обезопасить себя, но и возможность говорить правду окружающим (роскошь, непозволительная для принца). Он откровенно дурачит Полония, Розенкранца и Гильденстерна – коварных льстецов, служащих Клавдию, и бестрепетно отправляет их на тот свет. Гамлет не бездействует, он готовит месть. Хотя принц понимает, что убийство перевернет его жизнь.Век расшатался – и скверней всего,Что я рожден восстановить его.
«Гамлет, Горацио и могильщики» Рис. Э. Делакруа. 1839Смысл знаменитого монолога «Быть или не быть?» заключается именно в том, что Гамлет пытается выбрать, убийцей стать или жертвой. Этот вопрос не мог стоять перед Амлетом древней легенды.Трагедия человека эпохи Возрождения, каковым был сам Шекспир и каковым он сделал своего героя, – расхождение между идеалами и реальностью, невозможность жить в соответствии с установками души.
Иллюстрации Саввы Бродского
Иллюстрации Саввы Бродского
Список источниковКараськова О.В. «Средние века. Возрождение», – СПб.: Корона ПРИНТ, 2003http://blog.kp.ru/users/3208812/post120464079/http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%BE_%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%BE_%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B5