Презентация Преемственность в обучении математики и условия развития функциональной грамотности в начальном и среднем звене
Преемственность в обучении математики и условия развития функциональной грамотности в начальном и среднем звене Подготовила Сиротина Г.В. Проблема преемственности обучения снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднее звено из-за рассогласованности в них образовательного процесса на организационном, содержательном и методическом уровнях; Причины возникновения рассматриваемой проблемы 5-й класс – это переход из начальной школы в среднюю, и из-за смены структуры, содержания обучения у этих детей происходят изменения психологического и учебного характера:возрастает состояние стресса;анонимность в первые месяцы способствует негативным проявлениям личности;увеличивается количество изучаемых предметов, меняются задания;переутомление;кабинетная система и много учителей;отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению к изучению.сложность адаптации к учителям; Все эти причины неизменно влияют на качество успеваемости. Цель и способы ее достижения Добиться сохранения качества уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использования различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систем Направления преемственности Обеспечение решения важных задач начального образования:-адаптация к окружающей природной и социальной среде; формирование нового социального статуса ученика- овладение разными видами деятельности(учебной, трудовой,коммуникативной и др.);-формирование личностного отношения к окружающему, этических и нравственных норм, самоконтроля и самооценки;-определение уровня общей эрудиции, характеризующей готовность дк дальнейшему обучению Проблемы преемственности Выделение дополнительного времени – сверх отведенных 45 минут – на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после звонка или после уроков?”).Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в работе).Создание у детей учителем и родителями в конце 4-го класса “психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в 5-м классе.Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач.Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях). Специальные математические знания, умения и навыки Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание таблицы умножения).Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при получении нуля в частном.Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на рисунке или схеме).Недостаточное развитие графических умений.Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания).Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов повторения на уроках). Качество знаний по математике по итогам годовых отметок 4 класса и входной контрольной работы в 5 – ых классахи среза за 1 четверть Рекомендации учителям- предметникам. Посещение уроков в выпускных классах начальной школы педагогами-предметниками, классными руководителями будущих пятых классов с целью знакомства с технологией обучения в начальной школе, форм и метод организации учебной деятельности, стиля взаимоотношений педагога сдетьми учащихся между собой для использования приемов обратной связи в 5-ых классах, программой и системой требований учителей начальной школы. Утверждается график проведения контрольных работ, согласуются контрольно-измерительные материалы по предметам.Посещение уроков в пятых классах учителями начальной школы с целью наблюдения за детьми в адаптационный период. Рекомендации учителей начальной школы учителям-предметникам по организации индивидуальной дифференцированной работы на уроке с учетом особенностей учащихся. Проводить анализ работы по организации адаптационного периода учащихся 5-х классов. Результаты входных контрольных работ. ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.Учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников. ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классовНа первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).