Изобразительная деятельность детей 2-3 лет как условие успешной адаптации к детскому коллективу


Изобразительная деятельность детей 2-3 лет как условие успешной адаптации к детскому коллективу Цель: разработать методические материалы по организации совместной изобразительной деятельности детей раннего возраста со взрослыми. Задачи: Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации и опыт работы педагогов с детьми раннего возраста.Определить условия для проведения совместной с взрослым изобразительной деятельности детей, позволяющие снять эмоциональное напряжение детей.Разработать планирование совместной деятельности детей раннего возраста с взрослыми. Трудности ребенка при поступлении в детский сад: Сложности в самостоятельном установлении контактов и сотрудничестве с незнакомыми взрослыми.Неумение ребенка строить взаимоотношения со сверстниками в детском коллективе.Психологические трудности, связанные со сменой обстановки, в частности со сменой режима, окружения и так далее. Фазы адаптационного процесса: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.Степени тяжести прохождения острой фазы адаптацииЛегкаяСредней тяжестиТяжелая (дезадаптация) Условия, обеспечивающие легкую адаптацию. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок”. Этапы работы по обеспечению успешной адаптации. Первичная диагностика Применение различных методов и приемов, направленных на обеспечение успешной адаптации средствами изобразительной деятельности.Этап итоговой диагностики Диагностики оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (диагностические карты выявления эмоционального состояния и тяжести адаптации );характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)- для определения степени возможной адаптации;оценка психоэмоционального состояния каждого ребенка(индивидуальный лист адаптации). Диаграмма 1. Эмоциональное состояние группы (первичная диагностика)    Диаграмма 2. Степень тяжести адаптации. Принципы работы принцип успешности;принцип свободного творчества;принцип доступности и учета возрастных особенностей детей;принцип внимательного и терпеливого отношения к детям;принцип систематичности и последовательности. Направления работы по обеспечению успешной адаптации работа, не связанная непосредственно с изобразительной деятельностью совместная работа ребенка и воспитателя изобразительной деятельностью Работа по созданию благоприятной атмосферы в группе:Оформление раздевальной комнаты детскими рисунками и панно;Оформление фотоальбома «Мы ждем тебя»;Сооружение полочки «для любимых игрушек»;Создание уголка изотворчества:Свободный доступ к карандашам, фломастерам, бумаге и раскраскам по возрасту;Сменная выставка детских работ;Игровые персонажи Кисточка и Пятнышко;Простые таблицы для запоминания цвета,«Стена творчества» – мольберт, фланелеграф, магнитная доска.Привлечение родителей (акция «Комфорт и уют ребят соберут», шитье ярких фартучков для занятий)«Уголок тишины» Работа с родителями.Родительские собрания Оформление папки –передвижкиКонсультацииОформление информации в родительском уголкеМастер-классыВыставка детских работ Условия подбора изобразительных техник. Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Этапы включения ребенка в изобразительную деятельность.Использование изобразительной деятельности во время прогулки(рисование на песке, игры в песочнице)Наблюдение за рисующими детьми, рассматривание картинок и изображений в уголке изотворчестваОпробывание ребенком изобразительных материалов под наблюдением воспитателя и оказанием необходимой помощи.Вовлечение ребенка в совместную с воспитателем изобразительно-игровую деятельность с применением различных изобразительных техник. Изобразительные техники1.Рисование пальчиками и ладошками.2. Марания3.Пластилиновое рисование4.Отпечатывание5.Поролоновое рисование6.Наскальная живопись7.Крупный масштаб8.Рисование по трафарету9.Рисование ватными палочками10.Работа с природными материалами11.Аппликация12.Коллаж Игровые приемы на занятиях изобразительной деятельностью. 1.Обыгрывание предметов, игрушек, картин 2.Обыгрывание выполненного изображения 3.Обыгрывание незаконченного изображения Итоговая диагностика Диаграмма эмоционального состояния. Диаграмма степени тяжести адаптации Спасибо!