Презентация Развитие мышления у старших школьников с умственной отсталостью и системным недоразвитием речи легкой степени


Развитие мышления у старших школьников с умственной отсталостью и системным недоразвитием речи легкой степени Подготовили :Учитель – логопед Бабушкина Л. А.Учитель – логопед Хисамова Т.В.Развитие мышления у старших школьников с умственной отсталостью и системным недоразвитием речи легкой степени «Язык есть непосредственная действительность мысли» Гегель«Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» Л.С.Выготский «Речь –это канал развития интеллекта, чем раньше усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Н.И.Жинкин Виды мышленияПредметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет. Основная форма мышления у большинства взрослых людей.Абстрактное мышлениеКритическое мышлениеПродуктивное мышление


Мыслительные операции Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.АнализСинтезСравнениеОбобщениеАбстрагированиеКонкретизацияКлассификация



Средства развивающие мышление Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.Упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.Загадки. Задачи – шутки.Игры-головоломки.Игры с счетными палочками.Разгадывание ребусов.«Неправильные» сказки.



Упражнения на развитие мыслительных операцийЗадания на сравнение Задание 1. Найдите общие и различные черты у предметовДля сравнения предложите ребенку следующие пары слов:1.    муха и бабочка 2.    дом и избушка 3.    стол и стулья 4.    книга и тетрадь 5.    вода и молоко 6.    топор и молоток 7.    город и деревняЗадание 2.    Чем слова похожи, что в них общего? Попробуйте объяснить их родство. Цветок-цветёт Земля-землянойЗадания на группировку. Детям предлагаются картинки, они должны сгруппировать их по определённым признакам.  Логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности.Лингвистическая игра на развитие скорости мышления «Оканчивание слов» Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков«Назови одним словом», «Найди лишний предмет», «Найди лишнее слово», «Чего не хватает», «Назови слова, обозначающие понятие», «Как можно это использовать», Слова-антонимы, Слова-синонимы Анализ и синтез Криптограмма Разгадывание кроссворда Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий»Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе. Упражнение на развитие словесно-логического мышления«ОПРЕДЕЛИ ПОНЯТИЯ»Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень)«ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ». огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.«ЧЕГО БОЛЬШЕ?» «ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ». Природа-живая-растения-деревья-…..«РАНЖИРОВАНИЕ»горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; ; молчать — говорить — кричать — шептат Как развить мышлениеПамятка для учащихся1. Хочешь быть умным — научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.3. Развивать мышление — это насыщать свой ум знаниями.4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.5. Учись видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном, замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления6. Тренируй свое мышление в играх на сообразительность, в решении логических задач, головоломок.7. Развивай речь: пересказывай, учись доказывать свое мнение, проговаривай то, что изучаешь.