Презентация на тему Формы работы с детьми, имеющими нарушения речи
Формы работы с детьми,имеющими нарушения речи
СлухЗрение на буквыИнтеллектуаль-ное развитиефизическиймузыкальныйфонематическийМеханизм дисграфииФонематическийслух
Звуковая дифференциация звуковПравильное произношениеЯзыковой анализ и синтезСформированность лексико-грамматической стороны речиЗрительный анализ и синтезПространственные представления
Артикуляторно-акустическаяПроявления нарушения письмаПропуски, замены букв соответствующие заменам в устной речи. Нарушение слоговой структуры слова, пропуски, повторы, добавления слогов. Ребенок повторяет дефектное произношение на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Упражнения на развитие артикуляционной моторикиУпражнения на развитие дыханияУпражнения на развитие зрительной памятиУпражнения, связанные с произношениемЗвуковой анализ слова
1 клНо на ни ну не нё ню нэ
Вятичи, кривичи, полочане, радимичи, волыняне, бужане, уличи, тиверцыИсток, пойма, приток, устьеSc, Ti, V, Cr, Mn, Fe, Li
Какое слово подходит к звуковой схеме?
Измени в слове одну букву, чтобы новое слово соответствовало звуковой схеме. Запиши полученные слова.ЛотоМаскаФирмаБулкаСлава
Переставь буквы в слове так, чтобы новое слово соответствовало звуковой схеме.АистАрфаКонистаифаракино
1234Выбери схему, которая соответствует звуковому составу слова
Выбери картинку, в названии которой 5 звуков. Кликни кнопкой мыши по выбранной картинке.
r
r
r
r
Найди картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображённой на карточке. Кликни кнопкой мыши по выбранной картинке.
Определи количество звуков в названии каждой картинки и кликни кнопкой мыши по выбранной цифре.356485467
r
r
r
r
r
r
Впиши в кружки третью букву в названии каждой картинки. Кликни кнопкой мыши по выбранным буквам. Прочитай получившее слово.раксниултгшоакиакляуакса
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
r
Зеркало – зрелоТорт – торгРомашка – замарашка
Произнеси в обратном порядке звуки, из которых состоят слова и запиши получившиеся словаПарЛюкЛёнЯрЕшьЛей
АкустическаяПроявления нарушения письмаЗамены букв, соответствующих фонематически близким звукам: шипящие и свистящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты; неправильное определение мягкости; замена гласного под ударениемУпражнения на развитие слухового восприятия и вниманияДифференциация фонем
Акустическая дисграфия
АкустическаяПроявления нарушения письмаЗамены букв, соответствующих фонематически близким звукам: шипящие и свистящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты; неправильное определение мягкости; замена гласного под ударениемУпражнения на развитие слухового восприятия и вниманияДифференциация фонем
Квазиомонимы Мел –мельКон –коньУгол – угольВал - вял
Запомни пары слов и запиши второе слово каждой парыШум –Мост -Лес –Рой –Гвоздь -
Румян –Латы – Вчера –Домами –Фонарей –Тротуары-
Река –Вулкан-Россия –Гора –
Гро + узи – ои + ову - у + икВер + лис + ту – ус + о – ил + лётПрочитай слово
тоеупшк
Слово, с которым мы познакомимся, вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву: П о а г л ш ь и т у опальто
БеопякруеСпмиетродлыбояресмерды
АЛЁРебус!АЛЁВ
style.rotation
КАВАРебус!КАВАНА
style.rotation
Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтезаИскажение звукобуквенной и слоговой структуры слов:Пропуски, перестановки, добавления букв;(пропуски букв при стечении согласных, пропуски гласных, перестановки букв)Пропуски, добавления и перестановки слогов;Нарушения деления предложения на отдельные слова.Упражнения на развитие вниманияСлоговой анализ и синтезЗвуковой анализ и синтез
Дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза
Развитие вниманияВыполни работу по образцу за 1 минуту.Образец: Б П О Н С И Б Р Ш Б З А Я Б Ч Н И Т Н Ь Ф Ы В А П Р О Н Н И Р Н И Б П Р О Б А П Р Л Б А П Р ЬБ В ПБ Н М П А Н И Ь Б М Т Ь Н М И Т Ь Б М М И Т Н В А П Н М ИТ Н Б Б М Б М Т Ь Б М И Т Н Ц У Н Ч С Н БЧ С А Н Ц У К Е Н В А П Р Л Ж Б Д Б Л БД Б М А А К Н Ш Н В А П Н Б В А Н А Б
Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?всгилгикпамотншбепдуфсапоги
Прочитай имя князя, который начал правление в 962 годусвгилслкмямоташбетдувСвятослав
Запиши только гласные_а__а_а___а__и_ы_а__у_
Определи пропущенный слог__нанма__накле___
Найди слово в словеУгрозакротstyle.colorfill.typefill.on
Поменяй слоги местамиСосна, камыш, жало, навес, наши, кабан, качай, нора, какой
Добавь букву, чтобы получилось новое слово-рот -ель-вал -игры-том -лень-лён -ров-кол -рубка
Составление слов из слогов нушкаровоненаньенокпронить
Составь слово из слоговБаловатьДиспансерКаталогКварталСтолярКомбайнёрЭксперт
Чтение по кругу.Прочитай слово. Начни с выделенной буквы и читай каждую третью букву.ЯБЛОКОСНВДЦМФАДУЗЮstyle.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.on
Узнай слово по первым звукамкошка
Раздели написанное на словаУченикучитуроки.Мамаиспеклавкусныйпирог.
Найди словаТмакрАягодалМновкоровадомжхмолокофуц
Дополни предложениеМама купила ... ... .Я люблю своего ... ... .... ... любит катать детей.
Дополни предложениеВова пил … Марина ела … Мама звала … У Бориса … сына сок торт машина
Составить предложениеРебятаБелкиВолкиПтицыпрыгаютбродят расходятсяразлетаютсяпо классам веткам лесам гнездам
АграмматическаяНа уровне слов и предложенийИскажение морфологической структуры слова (замена префиксов, суффиксов);Искажения падежных окончаний, ошибки связи слов в предложении;Изменение падежа местоимений;Пропуски и перестановки слов в предложении;На уровне текстовСвязь между отдельными предложениями;Нарушения смысловой последовательности;
Аграмматическая дисграфия
АграмматическаяФормирование операций обобщения, сравнения, классификации.Анализ и синтез языковой информации.Работа над грамматическим строем речи.Обогащение словаря.
Игра «Один – много»Формирование грамматических категорий
Игра «Один – много»Апельсин – Килограмм – Сапог –Носок –Чулок –
Найди ошибкиВосемь килограмм апельсинов;Шестнадцать пар носков;Ток в пятнадцать амперов;Сорок пять метров.
Игра «Назови, когда предметов несколько и их нет»стул стульянет стульев
Игра «Угадай, какую картинку я задумала»rrrr
Игра «Посчитай предметы»
Закончить предложения словом «петух»У нас живет … .Дети увидели … .Они дали корм … .Ребята любовались … .Они рассказали друзьям о … .
Игра «Назови сок»
Игра «Чьё жилище?»
Подбери синонимыТорнадо –Безветрие – вихрьштиль
Подбери к словам антонимыРаб – Дворец – Барин – Мудрость - Владыка, властелин, господин, царьхижинамужикглупость
Подчеркни в каждой группе слов в скобках подходящее слово.Утро-вечер Зима- (холод, весна, снег, лето, лыжи, санки) Весёлый – грустный Тихо – (темно, дети, громко, нешумно) Расшифруй словоМ А О Ы Й А Р Т Н4 5 3 8 9 1 2 6 7
Лисица в живёт норе горой подДятел жучков лечит от деревьяПрыгает по заяц траве Составьте предложения из этих слов
По временами реке пробегала ветра легкая от зябь на сверкая солнцеЛодка бесшумно легко помчалась судов среди и вертясь Составь предложения из этих слов, объясни знаки препинания
Увеличить количество слов в предложенииКрасивы цветущие сады.Ветерок несет сладкий запах.Удивительно красивы цветущиевишневые сады.Теплый ветерок несет с полей сладкий запах.
Составление сложного предложения из простыхУченики идут на школьный огород.Они подготовят грядки для морковки и картофеля.
В воздухе медленно кружились снежинки.снежныерезныепушистыехолодные
fill.onrrrrr
Сочетаемость словВдоль дороги (двигаться, идти).До дороги (добраться, дойти).За дорогой (следить). На дорогу (выехать, смотреть).На дороге (стоять, встать).Около дороги, возле дороги, у дороги, рядом с дорогой ( расположиться, находиться).По дороге (идти, брести, ехать, шагать).С дороги (свернуть, сойти).Через дорогу (перейти, перевести кого – либо).
style.rotationppt_wppt_y
Сам придумайУ _________ высокий рост,У _________ пушистый хвост,У _________ крепки рожки,У _________ тонки ножки.У _________ толсты губы,А у _______ остры зубы.Сам придумай про ежа,Про ужа и про чижа! (А.Бродский)цыплёнокслонволкмартышкакозлёноклиса
Шарада нос – сон Задачу ты решишь свободно:Я – небольшая часть лица.Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно.
style.rotation
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое делонос
style.rotation
Что это?Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.каша
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
Вместо слов в скобках напиши родственное слово, подходящее по смыслу.(сорока) ___________________ (чьи?) сказки (лиса)_____________________ (чьи?) повадки (волк) _____________________ (чьи?) зубы (заяц) _____________________ (чьи?) следы (птица) _____________________ (чьи?) гнёзда
Добавь словечкоЯвления природы: что? мороз, ….События: что? праздник, ….Состояние: что? обида, ….Русский языкВ каждую группу существительных напишите ещё по три слова
Формирование обобщенияЧто лишнее?Очаг, магма, жерло, кратер, эпицентрМосква, Дон, Волга, Тобольск
по-из-про-до-об-вы-раз-под-на-учразучиваниеподучитьнаучившийвыучитьобучениедоучитьпроучитьизучатьпоучатьstyle.color
style.color
style.color
style.color
style.color
style.color
style.color
style.color
style.color
Соотнесите фразеологические обороты с их значением.Сапоги каши просят.Быть под сапогом.Лизать сапоги.Сапоги всмятку.Стлаться под сапоги.Два сапога пара.Похожие люди, особенно по недостаткам.Чепуха, бессмыслица.Быть в полном подчинении у кого-либо. Заискивать, угодничать, унижаться.Продырявились, износились, требуют ремонта.
Работа с пословицами{BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}На безрыбье и рак рыба.Не сразу Москва строилась.Промеж слепых и кривой вожак.Аппетит приходит во время еды.У страха глаза велики.Волков бояться – в лес не ходить.Трус и таракана принимает за великана.Кривые дрова прямо горят.Кто в лес, кто по дрова.Неладно скроен, да крепко сшит.
косм с,т=со
м линавы,,наа
лень,,пло
Приёмы введения термина в активный словарьПостроение опорных логических схем;Построение графических схем;Построение и заполнение таблиц;Варианты работ с изображением;Воспроизведение понятий;Выявление признаков;Анализ содержания;Рассказ по теме;Работа с учебником;Работа с толковым или энциклопедическим словарём;Работа с иллюстрациями и наглядными пособиями;Работа с видео и аудио;Ведение научного словаря по предмету;Составление словарных таблиц;Речевые игры.
Измени значение путем замены одной буквыКорабли меня обходят, лоцман знает наизусть, если Л на Д заменишь, я вдруг металлом окажусь.Мель - медь
Я часть вулкана, но подумав, одну ты букву убери. И если сделано все верно, я лодка с мотором, скорей посмотри.Кратер - катер
Разговорный стиль речиДеловой стиль речиСитуацияЗадача Особенности речиНеофициальная обстановкаОбменяться впечатлениямиСвобода высказыванийКраткость, отсутствие эмоций в речиСообщить точную информациюОфициальная обстановка
Составление предложения из словДоверяю получить причитающуюся мне пенсию, я, Иванову Андрею Петровичу, Иванова Анна Павловна, за май 2004 года. Получить, доверяю, причитающуюся, пенсию, мне, я, Иванову Андрею Петровичу, Иванова Анна Павловна, май, за, 2004, года.
Расчет продуктов для молочного супа с тыквой и манной крупой{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Продукты2 порции1 порция4 порцииТыква250гМанная крупа1 столовая ложкаСливочное масло1,5 столовой ложкиСахар1 чайная ложка сахараМолоко3,5 стакана молока
1гр. Даны слова: прыгает, идет, ползет, летит, плывет, скачет. Даны картинки: Человек, черепаха, птица, лягушка, заяц, рыба. Соотнести картинки и слова.2гр. Напиши, кто как передвигается. Человек -…, черепаха -…, птица -…, лягушка -…, заяц -…, рыба -….Слова для справок: прыгает, идет, ползет, летит, плывет, скачет.3гр. Напиши, кто как передвигается. Человек -…, черепаха -…, птица -…, лягушка -…, заяц -…, рыба -….Дифференцированная работа
Как найти окончание в слове?Определи часть речи.Существительное измени по падежамПрилагательное измени по родамГлагол измени по лицам, если глагол прошедшего времени, измени по родам
Оптическая дисграфияЗамены графически сходных букв;Зеркальное написание букв, слогов;Замены печатных букв1.Литеральная дисграфия – нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.2.Вербальная дисграфия – изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения. 3. Зеркальное письмо
Оптическая дисграфия
Виды упражненийРазвитие зрительного восприятия и узнавания Формирование буквенного восприятияРазвитие зрительной памятиФормирование пространственного восприятия
Выбери нужные квадраты
Раскрась фигуру так, чтобы увидеть это:Внутри острова есть маленькое озероВнутри озера есть маленький остров
Дорисуй узор на полотенце
Посмотри внимательно на фигуры . Запомни их цвета.Раскрась эти фигуры.
- нарисуй , внизу ☼,справа от -▼- нарисуй , внизу ☼,справа от ☼ -▼ Сравни рисунки.
Найди домик Пятачка.Иди мимо 2 ёлок, поверни направо, иди мимо цветочка, мимо желтого домика,мимо синего домика и двух елочек, поверни налево, иди мимо цветочка. В красном домике живет Пятачок.
fillcolorfill.typefill.on
fillcolorfill.typefill.on
Раскрась треугольники так, чтобы маленький треугольник был слева от синего и справа от красногоfillcolorfill.typefill.onfillcolorfill.typefill.on
Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если папа сидел слева от меня и справа от мамы?Нарисуй.
Узнай буквыБВАУФЭКН
Узнай буквыНШИТРПФСХТГЗ
БУзнай буквуНЖРФН
style.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.onstyle.colorfill.typefill.on
Узнай буквуэСОЕЗШВ
иалист
Моторная дисграфияРезкое замедление темпа;Пропуск букв и слогов, усечение слов, пропуск слов;Искажение письменных букв сложной конфигурации;Вариативные замены букв сходных по начертанию.Гимнастика для глазРазвитие зрительного восприятияРазвитие мелкой моторики руки
Моторная дисграфия
Моторная дисграфия
Нарисуй такой самолет
Определи, какое перышко потеряла синичка.
Гимнастика для глаз
Узнай фигуру
Узнай фигуру
Узнай фигуру
Узнай букву
абелкарнизппкотигротрромашкаюьоугромартбгкцжлдрульравапреорраимтортцыфммалиналиммагазиначсакозазсквх
Прочитай словашколашарик
У Иры жила ручная ворона. Звали её Каркуша. Она любила делать запасы. Кот Мурзик находил их. Он был рад находке.Развитие орфографической зоркости
У Иры жила ручная ворона. Звали её Каркуша. Она любила делать запасы. Кот Мурзик находил их. Он был рад находке.
Алгоритм списыванияПрочитай предложение.Сосчитай количество слов в предложении.Поставь ударение.Найди гласные.Раздели слова на слоги.Найди орфограммы.Постарайся запомнить предложение.Запиши предложение, проговаривая каждое слово по слогам.Сравни написанное с образцом: - прочитай по слогам; - поставь ударение; - выдели гласные; - раздели слова на слоги; - подчеркни орфограммы.
Список литературыБуденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 1999. – 64 с.+ вкл.8 с.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М.: «Просвещение», 1991. – 224 с., ил.Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.: ил.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. Ярославль.: Академия развития: Академия холдинг, 2002. -144 с.: ил.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб: «Дельта». 1996. – 384с., ил.Буквоупражнения. Оздоровительно-познавательное пособие для занятий с детьми 4-10 лет. СПб.: Российский государственный педагогический университет. 2001. – 24 с.: ил.Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1 – 2 классы. / авт.-сост. Плешакова Е.П. Волгоград.: «Учитель», 2006. – 134 с.