Презентация Ранний детский аутизм


Реферат на тему:«Ранний детский аутизм. Система коррекционной психолого-педагогической помощи при раннем детском аутизме». Выполнила: Никифорова О. Н. План:1. Введение2. Обобщенный теоретический анализ проблемы раннего детского аутизма: Причины, механизмы возникновения РДА, существенные признаки РДА Особенности развития познавательной сферы у детей с синдромом РДА Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы аутичных детей Особенности деятельности 3. Экспериментальные изучение ребенка с синдромом раннего детского аутизма: Психологическая диагностика аутичного ребенка Психолого-педагогические приемы коррекционной работы с аутичным ребенком Вспомогательные подходы в коррекции РДА4. Заключение5. Список литературы Ранний детский аутизм выделен и изучается специалистами различных областей во всем мире на протяжении более полувека. Несмотря на большие расхождения во взглядах на причины возникновения данного нарушения, механизмы появления отклонений в развитии детей с аутизмом, пути и способы их лечения и реабилитации, ясно одно: в практике специалиста, подошедшего к проблемам конкретного ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, положительный результат в большинстве случаев более вероятен. Необходимость системного подхода к лечению и обучению таких детей доказана бесчисленными исследованиями в этой области, а также непосредственной практикой зарубежных и отечественных психиатров, дефектологов, педагогов, психологов. Термин аутизм (от греческого autos – сам) ввел в 1912 году Э.Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности. К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма:- классический аутизм Каннера (РДА);- и варианты аутизма (аутические состояния разного генезиса). Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющегося синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах. Можно выделить основные причины возникновения РДА:- это могут быть врожденные патологии нервной системы;- ранние психические травмы;- неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;- недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т.д.) Признаки раннего детского аутизма проявляются избирательно и непостоянно и не определяют основную специфику аномального развития. В целом для психического развития при аутизме свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях в таких как музыка, математика, живопись могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Как отмечают О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности. Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма и может проявиться в скором времени после рождения. Страхи занимают одно из ведущих мест формирования аутичного поведения. У детей с ранним детским аутизмом наблюдается нарушение чувства самосохранения, с элементами само агрессии. У всех без исключения отсутствует тяга к детскому коллективу. Отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. Для детей с аутизмом характерно игнорирование игрушек. Дети рассматривают новые игрушки без какого – либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно только одной. Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный). Любая произвольная деятельность в соответствии с поставленной целью плохо регулирует поведение детей. Аутические установки и страхи ребенка с РДА – вторая причина, препятствующая формированию учебной деятельности во всех ее неотъемлемых компонентах. Ранняя диагностика аутизма имеет большое значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной сфере зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения. В 1975 г. московскими авторами К.С.Лебединской и О.С.Никольской был предложен комплексный медико-психолого-педагогический подход, в рамках которого была разработана программа эмоционально-уровневой коррекции аутизма:1. Психологическая коррекция:а) установление контакта со взрослыми;б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;г) формирование целенаправленного поведения;д) преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.2. Педагогическая коррекция РДА:а) формирование активного взаимодействия с педагогом;б) формирование навыков самообслуживания;в) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).3. Медикаментозная коррекция РДА:поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.4. Работа с семьей:а) психотерапия членов семьи;б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка;в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях;г) обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе. Существует ряд подходов в коррекции РДА, которыми можно пользоваться как вспомогательными, дополнительными. Холдинг-терапияАрт-терапияМузыкотерапияДополнительные методы:THERAPY WITH ANIMALS — терапия с помощью животных: лошадей, дельфинов и др.терапия через развитие моторной сферы Терапия повседневной жизнью Сенсорная интеграция Терапия игрой Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционной группе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога. Глоссарий:Музыкотерапия — это терапия контакта при помощи музыкальных средств, который ведется на первичном языке, языке доступном аутичному ребенку.Арт-терапия - занятия по изобразительной деятельности с детьми, страдающими РДААутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.Адаптация – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Конфронтация – открытое и последовательное противопоставление человеком своей позиции и своих требований инициатору воздействия.Агрессия (от лат. aggredere - нападать) – поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии.Эхолалия - механическое повторение слов или предложений, незамедлительное или отсроченное. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. Кревелен В.К. К проблеме аутизма // Детский аутизм: Хрестоматия.- СПб, 19972. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушение эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема.- М.: НИИ дефектологии РАО, 1992, 125 с.3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция. – М., 1988, 236 с.4. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985, 124 с.5. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992, 222 с.6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 1997, 234 с.7. Мнухин С.С., Зеленская А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у детей // Журнал психиатрии им. С.С,Корсакова.- 1967. - №10, с.56-78.8. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной // Материнство. – 1997. № 1-6, с.12-67.9. Начальный этап коррекционной работы с аутичным ребенком: знакомство, установление контакта // Аутизм и нарушения развития. – 2004.- №310. Никольская О.С. Особенности коррекции детей страдающих ранним детским аутизмом: Авторефер. Канд. Дис. – М., 1985, 84 с.11. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.- 1995.- № 1,2.12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи.- М.: Теревинф. 200013. Ремшмидт Х. Аутизм. Клиническое проявление, причины и лечения. - М.: Медицина, 200314. Хаустова В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития.- 2004.- № 315. Кавасарская И.Б. Психологическая помощь семье с аутичным ребенком // Коррекционная педагогика, специальная психология. – Курск: Изд-во Курск. Гос. Ун-та, 2003