Презентация на тему: Психологические особенности возрастного периода
Психологические особенности возрастного периода Возраст, его метафорический девизОтдельные психологические новообразования данного возрастаГлубинные «Хочу» на возрастном этапеНаиболее распространенные ошибки воспитанияПоследствия сбоев в психологическом развитии 0 – 1 год Мир доброжелателен ко мне; я доверяю мирУстановление эмоциональных контактов с окружающим миром 0 – 1 год Я хочу, чтобы меня любили, защищали, радовались моему существованию. Благодаря родительскому вниманию я хочу, почувствовать, что я действительно есть. Я хочу поверить, что мне нечего бояться благодаря их заботе. Я хочу знать, что мир преисполнен любви, поэтому любовь родителей для меня – самая важная 0 – 1 год Лишение эмоционального и непосредственного физического контакта в «воспитательных целях»Глубинное малоосознаваемое недоверие к окружающему миру 1 – 3 года Я умею действовать сам. Я доверяю себеАктивное познание окружающей среды, формирование веры в собственные силы 1 - 3 года Я хочу познакомится ближе с этими интересным миром. Я хочу понять , что можно делать с теми или иными вещами. Я хочу выяснить, что я сам могу с ними делать 1 – 3 года Ограничение возможностей детского исследования мира, внушение страхов перед реальными и мнимыми опасностямиПассивная позиция во взрослой жизни, недостаточная готовность рассчитывать на самого себя 3-6 лет Я учусь взаимодействоватьОвладение социальными ролями, шаблонамиЯ хочу научиться общению с людьми. Я хочу понять при каких обстоятельствах люди мне будут помогать, а при каких нет. Я ищу пути влияния на окружающих 3-6 лет Навязывание определенных моделей поседения без учета психологических особенностей самого ребенкаПри выборе способов поведения взрослый человек часто отдает предпочтение манипулятивным формам поведения 7- 10 лет Я ответственный человек; я достоин уваженияРазвитие нового познавательного отношения к действительности. Овладение механизмом «хочу-могу-достигаю». Развитие личностной ответственности. Усиленное формирование самооценкиЯ хочу научиться самостоятельно мечтать, ставить перед собой определенные цели и задания, самостоятельно их выполнять 7- 10 лет Вместе с тотальной привычкой контролировать школьную ситуацию ученика родители перетягивают на себя сферу его ответственности. Возможна подмена понятий в оценивании: вместо действий ребенка оценивается его личностьНе готовность брать на себя ответственность за развитие жизненной ситуации и во взрослом возрасте. Неадекватная самооценка: завышенная или, чаще всего, заниженная 11 - 15 лет Я – думающий; я понимаю свое место среди других людейЧувство взрослости, стремление к самостоятельности. Развитие критичности мышления. Экспериментирование с социальной позицией и статусомЯ хочу понять глубинные механизмы многих вещей. Я готов для этого экспериментировать, размышлять, анализировать. И еще я очень хочу понять – какой я. Я ищу собственное место среди мне подобных: друзей, одноклассников 11 - 15 лет Авторитетное навязывание собственного мнения или способа действий. Неуважительное отношение к окружению ребенка или его социальной позиции в этом окружении. Игнорирование проблем полового созреванияЗависимость от чужого авторитетного мнения и неумение самостоятельно анализировать и решать ситуацию. Наличие психологических трудностей в социальном взаимодействии. Неблагополучие в сфере половой самоидентификации и проявления 16 – 18 лет Я понимаю себя; я ищу свое место в миреОсознание ключевых моментов собственной картины мира: принципы, идеалы, ценности. Формирование перспективных планов профессиональной и жизненной самореализации 16 – 18 лет Я хочу как-то воедино собрать все те знания, которые я приобрел раньше. Знания и мире, себе самом. Я хочу понять, на что я способен в большом взрослом мире. И я очень хочу чувствовать, что я нужен своим близким людям. Мне несколько тревожно перед «путешествием в мир взрослых». Родительская любовь, уважение педагогов – это опора и поддержка 16 – 18 лет Неуважительное отношение к внутреннему миру молодого человека. Навязывание собственного мировосприятия и понимания жизненного успехаПрофессиональное и жизненное определение человека не соответствует его глубинной психологической сущности – человек вроде живет «чужой жизнью»