Презентация по психологии Возрастные особенности подросткового возраста


Возрастные особенности подросткового возраста. Педагог-психологДацко Н.Б., Гимназия№2 Особенности возрастаСтремление к общению со сверстниками – ведущая деятельность, значимость мнения и оценки сверстников, значимость роли референтной группы, возможен конформизмПоявление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономиюРезкие качественные изменения (познавательные процессы- логическая память, целенаправленность восприятия, абстрактное теоретическое мышление, физиологические изменения)Асинхронность развития (возможны резкие переходы от активной деятельности к бездеятельности, перепады настроения и т.д.)Становление нового уровня самосознания «Я-концепции», (я-реальное и я-идеальное) Значимость подросткового возрастаЧерез процесс отстаивания взрослости, самостоятельности в относительно безопасных условиях и не принимающего крайних форм, подросток удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, формирует модель социального поведения. Кризис независимости («Я уже не ребенок»)Строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, отрицательное отношение к требованиям взрослых, протест-бунт, ревность к своей собственностиОстрое переживание собственного внутреннего мираКризис зависимости («Хочу оставаться ребенком»)Чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведенияВозврат к позициям, которые обеспечивают чувство защищенности, уверенности, благополучия Стадии подросткового кризиса1 негативная (предкритическая) - ломка старых стереотипов2 кульминационная – 13 лет3 посткритическая – формирование новых структур Ценность подросткового возрастаФормирование умения учиться в средней школеРазвитие самостоятельности мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задачФормирование «Я-концепции»Развитие учебной мотивации и интересовРазвития навыка сотрудничества, самооценкиФормирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себеформирование чувства взрослости, адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономииФормирование чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценкиФормирование интереса к другому человеку как к личности Направления диагностикиШкольная тревожностьСамооценкаУчебная мотивацияСтрессоустойчивостьХарактер межличностных отношений в группе Рекомендации Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.Недопустимость критики в адрес ребенка в присутствии других людей (учителей, сверстников). Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новым условиям.Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка. Рекомендации Будьте терпеливы в общении с подростком. Чаще подбадривайте, замечайте малейшие изменения в лучшую сторону. А если вы будете постоянно поучать и срываться, то нарушите доверие между вами.Устанавливайте доверительные отношения. Эти отношения всегда двусторонни. С одной стороны, это признание ребёнком взрослого своим другом. С другой стороны, это и доверие взрослого к своему ребёнку. В этот период происходит некоторое отстранение подростка от родителей. У него появляются свои "личные дела", свои тайны и секреты. Он может чаще уединяться в своей комнате. Это нормально, это необходимый элемент подростковой жизни.Доверительные отношения - это передача ответственности за свою жизнь самому ребёнку. Если ребёнок будет чувствовать рядом со взрослыми в безопасности, он будет им доверять. Рекомендации Сдерживайте свои эмоции. Если ребёнок ведёт себя неправильно, не переходите сразу на крик. Крик - это совсем не то, что ждёт от вас подросток. Ответная реакция будет подобна вашей. Такая "разборка" не решит конфликт. Если конфликт назрел, сначала успокойтесь ( подышите глубоко, отвлекитесь от ситуации), потом спросите себя:" Чего я хочу достичь: наказать его или решить вместе с ним проблему?" Лучше обсудить сложившуюся ситуацию, а не самого ребёнка. Это будет более правильное решение.Не рубите с плеча. В любом отклонении в поведении надо прежде установить причину. То, что вы видите, это следствие. Может быть, таким образом подросток хочет привлечь к себе внимание или самоутвердиться. Рекомендации Будьте последовательны и постоянны в своих словах и действиях, если хотите чего-то добиться. Не обещайте ребёнку того, чего не сможете выполнить. Это только укрепит в ребёнке уверенность, что взрослым доверять нельзя. Если взрослые от  ребёнка требуют одно, а сами делают другое, постепенно подросток перестанет доверять словам взрослых. И сам будет с лёгкостью давать обещания, но не будет их выполнять. Если у взрослых действительно изменилась какая-то позиция, то важно объяснить ребёнку, почему это произошло.Стремитесь к разумному компромиссу и гибкости решений.Каждый подросток ( и взрослый тоже) старается сохранить свою самооценку, свою целостность.  Рекомендации Поощрения и наказания должны быть адекватны совершённому поступку. Подростки очень болезненно реагируют на несправедливые и жестокие наказания. Иногда такие травмы остаются на всю жизнь. Поощрения тоже должны быть адекватны сделанному ребёнком .Избегайте чтения нотаций. Ребёнок начинает защищаться и становится "глухим" к словам взрослых. Лучше просто поймите ребёнка и помогите ему без всяких упрёков и нотаций. Рекомендации  Говорите и выясняйте всё вовремя, не копите обиды и недовольства. В какой -то момент ваши эмоции "вырвутся" на свободу со страшной силой. Тогда конструктивного разговора точно не получится, произойдёт бурный скандал, и вы припомните ребёнку все его прегрешения с самого раннего возраста. Как правило, помириться после такого скандала бывает сложно. Поэтому не копите претензии, высказывайте их по горячим следам, но не забывайте, что вы не судья, а любящий родитель. Рекомендации Не прогнозируйте неудачи. Дело в том, что наше подсознание  часто отказывается воспринимать частицу "не". Если подростку постоянно говорить, что из него ничего стоящего не вырастет, то так оно и будет. реально подготовить ко всем жизненным ситуациям невозможно. Ребёнок сам должен пережить и обман, и предательство, и измену, и любовь. Но можно научить ребёнка верить в себя, в свои решения и поступки, научить оптимистическому взгляду на жизнь. Как разговаривать с подросткомНедопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел", повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестает их слышать. Не разговаривайте с ребёнком между делом, раздражённо, показывая всем своим видом, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься, и обязательно поговорите с ним позже. Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, отложите все дела, пусть ребёнок почувствует ваше внимание, и заинтересованность.Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.Поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит. Спасибо за внимание