Формирование ценности здорового образа жизни у дошкольника


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА Составитель – Воспитатель МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида №116» Быкова Ю.С План Система работы по формированию ценности здорового образа жизни у дошкольниковВоспитание здорового образа жизни дошкольников Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, методология, анализ, опыт применения основная образовательная программа – свобода и ответственностьвоспитатель – обеспечивает достижение требований в виде целевых ориентиров дошкольного образованиязаведующий ДОУ–организует образовательный процесс, формирует вариативную образовательную среду ДОО, распределяет ресурсы для достижения наилучшего результатародители, органы общественно-государственного управления – активные участники организации образовательного процесса Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой формирование основ здорового образа жизни Задачи Образовательныеформирование двигате- льных умений и навыковразвитие физических качествовладение ребенком элементарными знания- ми о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательныеформирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениямиразностороннее гармо- ничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) Оздоровительныеохрана жизни и укрепле- ние здоровья, обеспече- ние нормального функционирования всех органов и систем организмавсестороннее физическое совершенствование функций организма повышение работоспособности и закаливание * Направления физического развития: Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности: связанной с выполнением упражнений направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,при формировании полезных привычеки др.) Становление целенаправ-ленности и саморегу-ляции в двигательной сфере * ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Принципы физического развития Дидактические Систематичность и последовательность Развивающее обучение Доступность Воспитывающее обучение Учет индивидуальных и возрастных особенностей Сознательность и активность ребенка Наглядность Специальные непрерывность последовательность наращивания тренирующих воздействий цикличность Гигиенические Сбалансированность нагрузок Рациональность чередования деятельности и отдыха Возрастная адекватность Оздоровительная направленность всего образовательного процесса Осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания * Методы физического развития Наглядный Наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя) Словесный Объяснения, пояснения, указания Подача команд, распоряжений, сигналов Вопросы к детям Образный сюжетный рассказ, беседа Словесная инструкция Практический Повторение упражнений без изменения и с изменениями Проведение упражнений в игровой форме; Проведение упражнений в соревновательной форме ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Принципы * Методы Средства физического развития Двигательная активность, занятия физкультурой Эколого-природные факторы (солнце, воздух, вода) Психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий) Формы физического развития Самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей Физкультурные занятия Подвижные игры Утренняя гимнастика ЛФК Корригирующая гимнастика Ритмика Спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования Музыкальные занятия Физкультурные упражнения на прогулке Физкультминутки Закаливающие процедуры Гимнастика пробуждения Кружки, секции Занятия по плаванию ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ Принципы * Основные аспекты деятельности:ВоспитательныйПсихологическийОбразовательно-обучающийПрофилактическийДосуговый ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА Формы педагогического воздействияСказка:1.Представляет ребёнку мотив развития, обозначая в метафорической форме конфликт главного героя.2.Создаёт в образной форме ситуации, которые переживаются ребёнком и формируют характер личности.3.Представляет ценности здорового образа жизни метафорически в поступках и победах героя.4.При гармоничном прохождении ребёнком основных маршрутов сказки у него вырабатываются устойчивые представления о ценностях.Игра1. Уникальное средство благополучного развития дошкольника. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения(письмо МОРФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16) При построении образовательного процесса следует устанавливать соответствующую нагрузку непрерывной непосредственно образовательной деятельности :1. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 в неделю (игровая, музыкальная, речевая, двигательная). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут.2. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ составляет:в младшей группе (дети четвёртого года жизни) – 2 часа 45 минут;в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа;в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут;В подготовительной (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут.3. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности составляет:Для детей 4-го года жизни – не более 15 минут;Для детей 5-го года жизни – не более20 минут; Для детей 6-го года жизни – не более25 минутДля детей 7-го года жизни – не более30 минут4. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.5. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведённого на непосредственно образовательную деятельность. Формы работы с родителями -Родительские собрания-Беседы с родителями-Консультации-Совместные праздники детей и родителей-Совместные спортивные соревнования детей и родителей-Занятия с родителями «Растим здорового ребёнка» - Заседания клуба «Школа молодых матерей» Формирование ценности здорового образа жизни Образ жизни, по латыни «модус вивенди», - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) направлен на сохранение, укрепление и формирование собственного здоровья.Характеристики здорового образа жизни (ЗОЖ) зависят от пола, возраста, состояния здоровья.Факторы обеспечивающие возможность для ЗОЖ:Способность к рефлексии и самоограничению; Состояние различных видов пространства (климатической зоны, общества, окружающей среды, жилища);Рациональна организация питания и двигательной активности;Возрастной режим труда и отдыха. Здоровый образ жизни Основные аспекты здорового образа жизни дошкольников:оптимальный двигательный режим;рациональное питание;личная гигиена;положительные эмоции;отказ от вредных привычек;закаливание. Здоровьесберегающие технологии Технология – научное прогнозирование и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов Здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленныена сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизнии здоровья воспитанников Медико-профилактическиеорганизация мониторинга здоровья дошкольниковорганизация и контроль питания детейфизического развития дошкольниковзакаливаниеорганизация профилактических мероприятийорганизация обеспечения требований СанПиНоворганизация здоровьесберегающей среды Физкультурно-оздоровительныеразвитие физических качеств, двигательной активностистановление физической культуры детейдыхательная гимнастикамассаж и самомассажпрофилактика плоскостопия и формирования правильной осанкивоспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье * Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии Психологическая безопасность Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса Виды здоровьесберегающих технологий Технологии сохранения и стимулирования здоровья стретчинг ритмопластика динамические паузы подвижные и спортивные игры релаксация различные гимнастики Коррекционные технологии арттерапия технологии музыкального воздействия сказкотерапия цветотерапия психогимнастика фонетическая ритмика Технологии обученияздоровому образу жизни физкультурные занятия проблемно-игровые занятия коммуникативные игры занятия из серии «Здоровье» самомассаж биологическая обратная связь (БОС) * Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Система организационных и содержательных действий по созданию условий для сохранения, укрепления и формирования здоровья и ЗОЖ составляет базу здоровьесберегающих технологий.Виды здоровьесберегающих технологий:1. По характеру действия на ребенка: 1.1. Защитно-профилактические;1.2. Компенсаторно-нейтрализующие;1.3. Стимулирующие; 1.4. Информационно-обучающие. 2. По функциональному назначению : 2.1.Организационно-педагогические;2.2. Психолого-педагогические, 2.3.Учебно-воспитательные. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Обеспечивают формирование:- Ценностного отношения к своему здоровью.- Культуры общения, поведенческой культуры в быту и экстремальных ситуациях.Здоровьеформирующие технологии включают такие направления как:Игротерапия (сюжетно-ролевые игры).Сказкотерапия (чтение и сочинение сказок).Куклотерапия (создание кукол и кукольный театр).Музыкотерания(хоровое пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).Театротерапия (театролезованные представления).Водотерапия (игры с водой, игры в воде, закаливание ).Пескотерапия (игры с песком). Методическое обеспечение Здоровьесберегающие технологи в младшей группе – уроки Мойдодыра. Здоровьесберегающие технологи в средней группе – уроки Айболита. Здоровьесберегающие технологи в старшей группе – уроки Знайки.Здоровьесберегающие технологи в подготовительной группе – твои первые уроки здоровья. Спасибо за внимание.