Презентация к уроку по русской литературе на тему Образы главных героев повести Н.Гоголя Тарас Бульба


Николай Васильевич Гоголь и его героическая повесть «Тарас Бульба» Казнь ТарасаОстап АндрийТарас БульбаДеление на группы по иллюстрациям



Критерии оценивания:Самооценивание: «5» - на уроке был активен, выполнил все виды работы, материал урока усвоил.«4» - материал в основном усвоил, был активен, но не на всех этапах урока.«3» - работал не активно, материал усвоил частично.Оценивание работы в группе: «5» - высказывал идеи, делал выводы, выступал.«4» - участвовал в обсуждении, понял поставленную задачу.«3» - работал пассивно Тонкие вопросы по повести Н.Гоголя Тарас Бульба.1 группа: - Где происходит действие повести «Тарас Бульба»?- О каком персонаже идёт речь в данном отрывке? «О! да этот будет со временем добрый полковник! …ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!» 2 группа: Объясните значение данных слов:а) бурса б) басурман в) берите в зубы люльки- О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?«…считался всегда одним из лучших товарищей… никогда, ни в коем случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать».3 группа: - Что насмешило Тараса Бульбу во внешнем виде сыновей во время их первой встречи?- О каком персонаже в повести идет речь в данном отрывке?« Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам…он был очень хорош собою».4 группа. - Что такое повесть?- Дополните фразу «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!…» Кто кому сказал эти слова? Три образа, три судьбы, три смерти Тема урока: Образы главных героев повести Н.Гоголя «Тарас Бульба»Цели урока: рассмотреть образы главных героев повести; показать причину предательства Андрия, показать глубину самоотверженного героизма Остапа, Тараса Бульбы, их верность Родине; развитие умений работать с текстом, развитие творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся; развитие умений работать в группе; воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества, духовно-нравственных качеств учеников.Ожидаемые результаты: ученики смогут составить характеристики героям повести, выразить своё понимание образов, отношение к ним;в группе научатся рассуждать, анализировать художественный текст;осмыслят идейное содержание повести через образы главных героев.


1 группа: Казнь Тараса. Ответьте на вопросы: С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? По какой причине был схвачен Тарас? О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни? Заполните постер.2 группа: Тарас Бульба. Дайте характеристику герою, опираясь на схему. Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя. Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика. Заполните постер. 3 группа: Остап. Дайте характеристику герою, опираясь на схему. Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя. Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика. Заполните постер. 4 группа: Андрий. Дайте характеристику герою, опираясь на схему. Выберите только те отрывки повести, которые касаются вашего героя. Объедините их так, чтобы получилась цельная характеристика. Заполните постер. Групповая работа Взаимооценивание групп по следующим критериям:Смогли ли раскрыть содержание вопроса? Есть ли у вас что добавить?Творческий подход к передаче своих мыслей.Умение выступать и защищать постер. Смысл жизни для него – это битва за свободу родины, родной земли. Обучение, науки – все это он считает для казака второстепенным в лихую годину, когда враги со всех сторон норовят захватить родину. Поэтому, только встретив сыновей, он уже мечтает о том, как познакомит их с военным делом и отправит на Запорожье Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам. «- А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий,... - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - повторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Что общего и отличительного в двух сыновьях Тараса?Остап и АндрийЕсли Остапу сначала тяжело давались науки, и он с большим удовольствием бы занимался подвижными занятиями, то Андрий был более усидчив и охотнее брался за грамоту. Он редко участвовал в проказах, тогда как брата его, Остапа, они влекли сильнее всего. Кроме того, Андрий был более влюбчивым, чувственным, и грубые забавы казаков несколько противоречили его тонкой натуре. Поэтому Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни. 1.Оба вышли из семьи коренного запорожского казака.2. Оба получили одинаковое воспитание в бурсе.3. Оба увлекались боевой жизнью и обычаями Запорожской Сечи.4. Оба были молоды, отличались храбростью и ловкостью.


1 группа: Прочитайте выразительно последние минуты жизни Остапа. Ответьте на вопросы: Как выносил страдания при пытках Остап?Как вёл себя Тарас на казни своего сына? 2 группа: Выразите своё мнение о казни Остапа. Как погиб Остап? Как автор относится к его казни? 3 группа: Прочитайте выразительно выделенный отрывок «Смерть Андрия». Найдите ключевые слова в этом отрывке.Ответьте на вопрос:Почему отец убивает своего сына?4 группа: Выразите своё мнение: Прав ли Тарас, убивший своего сына?Групповая работа над эпизодами «Казнь Остапа» и «Смерть Андрия» «И повел он очами вокруг себя: боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: - Батько! Где ты! Слышишь ли ты? - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины...»Казнь Тараса «...в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.   - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.   Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.   - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?   Андрий был безответен.   - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!   Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.   - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.   Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его  и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.».Смерть Андрия «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. - Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» «Нет уз святее товарищества»Товарищество – близость, основанная на отношениях преданности, уважения. Товарищ – человек, близкий по взглядам, деятельности, условиям жизни. Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

«Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... — сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»Речь о товариществе Тараса Бульбы Крылатые выражения в повести «Тарас Бульба»«Есть ли ещё порох в пороховницах?»«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»«Терпи, казак, атаманом будешь.»«Нет уз святее товарищества» Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы».1. Любовь к родине и ненависть к врагам;2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;3. Прямота и суровость нрава;4. Замечательные черты его как полководца;5. Высоко развитое чувство товарищества.


Подведение итогов по повести «Тарас Бульба»Что я узнал из повести?Какие чувства у меня возникали при чтении повести?Основные выводы по повестиЧто я считаю важным в повести?Что мне не понравилось в повести?Насколько мы творчески подошли к чтению повести? Тест по литературе. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Действие повести происходит:а) в Польше;б) на Украине;в) в России.2. Тема повести:а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;б) история семьи Тараса Бульбы;в) быт и нравы Запорожской Сечи.3. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:а) Тарас Бульба — настоящий герой;б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;в) в ней рассказывается история обычной семьи.4. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?а) родительский дом;б) гнездо;в) нора.6. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:а) желание славы;б) месть;в) любовь. 7. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет: а) Тараса Бульбы; б) Остапа;  в) атамана Кукубенко. 8. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё порох в пороховницах!”?а) Тарасу Бульбе;б) Остапу;в) куренному атаману.9. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?а) саблю;б) медальон;в) курительную трубку.10. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:а) Мосии Шило;б) Остапа;в) Тараса.11. Смысл жизни для старого Тараса состоит:а) в воспитании достойных сыновей;б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;в) в защите родной земли.12. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:а) борьба за свободу и независимость Родины;б) физическая сила;в) стремление к славе.