Презентация по правовому воспитанию дошкольников
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» (Януш Корчак)
Дошкольное детство — не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности. Потенциал ребенка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать.
Декларация прав ребенка является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание уделяется защите ребенка.
Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, представителями органов правопорядка. Различают 4 формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Основополагающие документы-Декларация прав ребенка-Конвенция о правах ребенка -Федеральная президентская программа «Дети России»-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Литература:1.Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.2.Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 95 с.3.Харитончик Т.А. «Правовое воспитание».- М.: «Издательство «Учитель»», 2013.-228с.
Цель: формирование правового сознания дошкольниковЗадачи: познакомить детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ:непосредственно организованная образовательная деятельность
специально организованные игры: сюжетно – ролевые
дидактические,
театрализованные, игры – шутки);игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений;
тематические беседы, обсуждение различных ситуаций, возникающих в детском коллективе.
Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы» на тему безопасностьРассматривание и чтение с детьми художественной литературы
Рассматривание и чтение с детьми художественной литературы
просветительская деятельность с родителями
детско – родительские проекты;
Предметно-развивающая среда и методическое обеспечения, способствующего формированию у детей основ правового воспитания.
Предполагаемые результаты:ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции прав ребенка»;осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди;укрепление и развитие чувства собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми сформированность коммуникативных умений и навыков;создание воспитательно – образовательной системы в работе с детьми по правовому воспитанию;создание системы по взаимодействию с родителями по правовому воспитанию дошкольников.
Диаграмма 1. Знания детей по правовому воспитанию 1 - право на жизнь и имя; 2 – право жить в семье; 3 – право на здоровье; 4 – право на образование и отдых;
Спасибо за внимание!