Городские педагогические чтения Приемы смыслового чтения на уроках математики
9 января 2014 года Приёмы развития смыслового чтения на уроках математикипри решении текстовых задач Цель: развитие читательской компетентности учащихся.Результаты:работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;работа с текстом: оценка информации.потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире усовершенствование техники чтения навык рефлексивного чтения. Междисциплинарная программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание, проникновение в смысл с помощью анализа текста. Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы принимать независимые продуманные решения Три этапа базовой модели развития критического мышления ВызовОсмыслениеРефлексия Вызов УЧИТЕЛЬПровоцирует ученикаЗадает вопросыСоздает ситуацию актуализации опыта ученикаФормирует мотивацию ученика УЧЕНИКОтвечает на провокациюВспоминает все, что знает по данной темеФормулирует первые гипотезыОпределяется в своих мотивах и целях Осмысление УЧИТЕЛЬПредлагает опорный текст по темеОрганизует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссииУправляет групповой динамикойПоддерживает мотивацию и целиУчит работать сообща УЧЕНИКВключается в процессы чтения, обсуждения, дискуссииУчаствует в групповом взаимодействииПодкрепляет и делает коррекцию своих целейСлушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информацииУчится работать сообща Рефлексия УЧИТЕЛЬУправляет подведением итоговСтавит новые вопросы и задачи на будущееОценивает деятельность ученика УЧЕНИКСуммирует в групповой работе весь изученный материалЗадает вопросы на будущееДелает самооценку своей деятельности Стадии ТРКМ и приемы, используемые при реализации стратегии смыслового чтения Стадии Вызов Осмысление Рефлексия Приемы Ключевые словаКластерВерные и неверные утвержденияВерите ли выТолстые и тонкие вопросыКраткое условие ИнсертТолстые и тонкие вопросы КластерСинквейнВерите ли выТолстые и тонкие вопросы Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов» простые: Кто? Что? Где? Когда? уточняющие: Как вы это понимаете? объясняющие: Почему? Зачем? вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…? оценочные: Хорошо или плохо? Правильно или нет? Кластер (пример из геометрии) Верные и неверные утверждения Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО Произведение двух четных чисел является четным числом ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Произведение четного и нечетного числа является четным числом Приём: «Верите ли Вы…» Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух пресекающихся прямых Бывают углы остроумные и тупыеУгол состоит из двух лучей, выходящих из одной точкиРавные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. Бывает угол прямойУгол может быть тощим Синквейн Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Синквейн ЧЕРТИТЬ ЗАНИМАЕТСЯ ИЗУЧЕНИЕМ СВОЙСТВ ДРЕВНЯЯ ФИГУР ИЗМЕРЯТЬ ВЫЧИСЛЯТЬ ИНТЕРЕСНАЯ НАУКА ГЕОМЕТРИЯ Задача №1833 (Математика,5класс.Н.Я.Виленкин и др.) Теплоход шел 2,5 часа по течению реки и 3,2 часа против течения реки. Какой общий путь прошел теплоход, если его собственная скорость 22 км/ч, а скорость течения 3 км/ч? Работа с текстом задачи Вопросы учителя Действия учащихся Каково условие задачи? Читают задачу вслух Как вникнуть в условие задачи ? Читают задачу про себя О чем или о ком идет речь?Какой процесс происходит? Передают одним предложением смысл задачи Где вопрос и где условие задачи? Выделяют вопрос и условие задачи Какие понятия вам знакомы, а какие не очень? Отвечают, разделяя понятия знакомы, не очень Инсерт Понятия/ обозначения Знаю Новое Скорость / V + Время/ t + Расстояние/ S + Формулы для нахождения V, t, S + Собственная скорость/ Vсоб. - Скорость по течению/Vпо теч. - Скорость против течения/ Vпр. теч. - Как находится Vпо теч ?. - Как находится Vпр. теч? - 1. Путь, скорость, время км 1 ч S – путь (км) t – время (ч) - скорость км 1 ч км 1 ч км 1 ч км 1 ч км/ч 2. Движение по реке Скорость по течению реки течения соб. Скорость против течения реки течения соб. Формулы Vпо теч. = Vсоб. + Vтеч. Vпp теч. = Vсоб. – Vтеч. Верные и неверные утверждения Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО Скорость теплохода по течению равна сумме скоростей катера и течения ВЕРНО ВЕРНО НЕВЕРНО НЕВЕРНО Скорость теплохода против течения равна сумме скоростей катера и течения Краткая запись,ключевые слова Vсоб. - 22 км/ч Vтеч. - 3 км/чtпо теч. - 2,5 чtпр.теч. - 3,2 чS - ?(км) Кластер Vтеч S по теч S пp теч Vпо теч t по теч Vпp теч t пр.теч Vсоб S Решение Vпо теч. = 22+3=25(км/ч) Vпp. теч. = 22-3=19(км/ч) S по теч. = 25∙2,5 = 62,5(км) S пр. теч. = 19∙3,2 = 60,8(км) S = 62,5+60,8 = 123,3(км) Ответ:123,3км Рефлексия
Синквейн думать развивает логическое мышление интересная учащихся рассуждать вычислять познавательная проблема задача Творческих успехов, уважаемые коллеги!