Формы и методы знакомства обучающихся с разнообразными профессиями. Оказание им помощи в профопределении.


Формы и методы знакомства обучающихся с разнообразными профессиями. Оказание им помощи в профопределении.Воспитатель: Волкова Т.Г Воспитанники нашей школы представляют собой отдельную категорию детей, особую сложность воспитательного процесса определяет неоднородность состава учащихся. Разная степень выраженности основного дефекта, различные комбинации основного дефекта с сопутствующими факторами, несформированность эмоционально-волевой и познавательной сферы, поведенческие нарушения не позволяют использовать в педагогической работе единообразные подходы. Поэтому наиболее остро встаёт вопрос проблемах профориентационной работы в условиях школы-интерната, что обусловлено частой беззащитностью таких детей, их зависимостью от окружающих. Помимо проблем, связанных с получением образования, дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют проблемы самореализации в других жизненных сферах. Эти дети должны иметь возможность развития разнообразных продуктивных видов деятельности, занятие которыми повышает качество их жизни Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.Выпускникам коррекционных школ трудно адаптироваться в обществе, поскольку они характеризуются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Не умеют и не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.Можно выделить ряд типичных моделей поведения выпускников коррекционной школы: переход после окончания первого профессионального училища во второе (не для получения новой профессии, а для того чтобы находиться на полном государственном обеспечении); вместо устройства на работу – в лучшем случае, живут на пособия.Очевидна необходимость создания системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников школы-интерната, которая будет включать в себя как получение знаний о себе и о мире профессиональ-ного труда, так и соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. Компетенции ,необходимые учащимся для принятия верного решения о выборе профессии:1)Информационные( знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).2)Ценностно-смысловые ( потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).3)Учебно-познавательные( умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).4)Социально-трудовые( активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).5)Компетенции реинтеграции в общество (умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми. 6)Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития). Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей, склонностей , профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В различных видах деятельности (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Профориентационное направление прослеживается в плане работы каждого классного руководителя, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, учителей трудового обучения ,в процессе работы школьной библиотеки,медработника Основная цель профориентационной работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии - профессиональное самоопределение ребёнка с учётом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка труда Формы огранизации профориентацииФормы профориентационной работы в зависимости от количества участниковделятся на: индивидуальные формы профориентационной работы – индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика; групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг; массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест. Активные формы профориентационной работы • Экскурсии учащихся – на предприяия, беседы-встречи с представителями различных профессий, профессиональные пробы. Организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей училища, пообщаться со студентами. • Беседы, лекции, конкурсы, викторины, «брейн-ринги», просмотр видеофильмов, • Использование коммуникативных игр по профориентации Посредством игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое. • Тематические недели «Профессии, которые мы выбираем», «Мы и будущее», «Кем я стану?» и др. В рамках такой недели могут проводиться уроки, классные часы, выставки рисунков и т.д.Индивидуальные консультации подросткам, коррекционные занятия с элементами тренинга, тестирование.• Консультации с родителями. Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной ориентации. Принципы профориентационной помощи: Принцип личностной направленности ( предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).1)Информационные( знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий).2)Ценностно-смысловые ( потребность в выборе профессии , устойчивая мотивация к самообразованию).3)Учебно-познавательные( умение адекватно соотнести знания о себе и знания о выбранной профессии, уверенность в своих силах, положительное отношение к выбору будущей профессии).4)Социально-трудовые( активная жизненная позиция в выборе профессии, наличие профессиональных и жизненных перспектив).5)Компетенции реинтеграции в общество( умение ставить цели и планировать пути по их достижению, умение взаимодействовать с окружающими людьми. 6)Компетенция личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития). Принцип толерантности ( терпимость к мнению людей, учет их интересов). Демократизм ( предполагает сотрудничество педагога и ребенка).  Учет возрастных, психологических особенностей детей. Ожидаемые результаты:У учащихся должны быть сформированы следующие знания:- о видах профессий;- о медицинских и профессиональных требованиях;- об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;- о повышении квалификации и профессио-нального роста;- о состоянии рынка труда. Работая таким образом можно добиться повышения статуса профессионально-трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации, повышенный интерес учащихся к возможностям  собственного заработка, что является главной целью профориентационной работы в условиях школы-интерната.  Спасибо за внимание !