Презентация по окружающему миру на тему Первые русские князья.
Опрошлом Родины.Первые русские князья.Выполнила учитель начальных классов Маслова Е.Н.
Повесть Временных лет.
Преподобный Нестор ЛетописецОколо 800 лет тому назад в Киево-Печерском монастыре возле города Киева, жил мудрый , образованный монах по имени Нестор. Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому , где принял иноческий сан, и по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет».
«Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть». Повесть Временных Лет есть летопись, (или летописа́ние) — исторический литературный жанр, представляющий подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.)на основе которой реконструирована древнерусская история. Историческим источником может быть признано любое свидетельство эпохи, как устное, так и письменное, а также изобразительное и культурное, например обычай .Повесть действительно очень большой и значимый источник – сколько фактов, имен и событий в ней описано.Преподобный Нестор Летописец, инок Киево-Печерской Лавры
Первые русские князья. В Повести перечислены и первые князья Русской земли, рассказано о призвании варягов на Русь. Первым князем на Рус был Рюрик, выходец из варягов.(Древнерусское название народов, живших по берегу Варяжского(Балтийского моря)).
К началу девятнадцатого века на нашей территории не существовало цельного государства. Здесь проживали племена чудей, весей, ильменских славян, кривичей, вятичей, древлян, полян и других. Между ними очень часто вспыхивала вражда и ссоры, в бесконечных стычках гибло много людей. Поэтому, согласно преданию, наконец, однажды представители всех этих племен собрались и призвали «навести у себя порядок» иностранного князя. Этим человеком, как утверждают летописцы, и был князь Рюрик, а случилось это событие в 862 году. И когда на объединенных землях многочисленных племен «призванный» князь образовал единое государство, то столицей его стал Новгород.Рюрики, династия которых правила русской землей более семиста лет, прервалась лишь в конце девятнадцатого столетия .
Картина изображает призвание новгородцами варягов Руси – Рюрика, Синеуса и Трувора, описанное много позже в “Повести временных лет”. Летопись Нестора гласит, что ильменские словене (жили по берегам озера Ильмень), кривичи и их финно-угорские соседи – чудь – жили богато, но договориться ни о чём не могли. И тогда решили они послать гонцов за море и призвать к себе русского князя Рюрика и двух его братьев, Синеуса и Трувора, опытных мореходов и воинов, закалённых в сражениях. Править они могли честь по чести. Называли их “русью”. От варягов, призванных из-за моря славянами, чудью и кривичами, чтобы прекратить междоусобицы и распри, была прозвана Русская земля.За братьями видны корабли, на которых они приплыли к новгородцам. В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор.Справа стоят новгородцы – ильменские словене. У них длинные волосы и бороды, они в льняных домотканых рубахах и в подбитых мехом шубах. Они выложили дары для гостей – дорогие меха и мёд в горшках. Среди новгородцев выделяется седовласый высокий человек. Наверное, это новгородский посадник – избранный глава города. Может быть, он говорит варягам: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.Виктор ВаснецовВаряги1909
Техника: перо, чернила,Время создания: конец XV векаМестонахождение: Оригинал летописи находится в Библиотеке Академии Наук в Санкт-ПетербургеСтрана: РоссияИсточник: Радзивиловская летопись Изображенное время: 879Изображенное событие: "В лето 6387. Умершю Рюрикови, предасть княженье свое Олгови, от рода ему суща, вдав ему на руце сын свой Игоря, бе бо мал велми". Передача Рюриком перед смертью княжения своему родственнику Олегу и назначение его опекуном своего малолетнего сына Игоря.
ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ .Князь Олег и Игорь.Расположение Киева показалось Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной, объявив:«Да будет Киев матерью городов русских».Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда считают основателем Древнерусского государства.Следующие 25 лет Олег был занят расширением своей державы. Он подчинил Киеву древлян, северян, радимичей. Два последних племенных союза были данниками хазар. По преданию, Олег будто бы сказал: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Затем Олег завоевал самые южные из восточно-славянских племен уличей и тиверцев.
Князь Олег.В центре картины изображён воин в латах – это Киевский князь Олег. Он наблюдает за тем, как по его приказу воин забивает гвоздь в каменную стену над арочными городскими воротами. Второй воин – он тоже поднимается по ступеням лестницы – держит красный боевой щит.Было это в 911 году у ворот столицы Византийской империи, Константинополя, который в те времена называли Царьградом.
Киевский князь Олег с дружиной отправился в боевой поход на юг. Византийский император Лев VI Мудрый приказал закрыть ворота города и цепями загородить гавань, чтобы к городу нельзя было ни подойти, ни подплыть. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колёса – и поднять паруса!Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города. Когда византийцы увидели корабли, они испугались невиданного зрелища, тут же предложили Олегу заключить мирный договор и выплатить дань. Князь получил по 12 гривен за корабль и уклады на русские города, в которых сидели Олеговы мужи. А для того, чтобы византийцы не забыли о своём обещании, Олег приказал прибить над входом в Царьград щит.
Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Тихоновский В.Г. Поход князя Олега на Константинополь в 907 г.
Борис Ольшанский. Щит на вратах Царьграда
Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:А.С.ПушкинПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕКак ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам,Их селы и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.
Виктор Васнецов. Встреча Олега с кудесником
Виктор ВаснецовПрощание Олега с конём. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина “Песнь о вещем Олеге”1899На этой картине князь Олег прощается со своим любимым конём. И конь понурил голову, и его хозяин едва сдерживает слёзы. А расставаться нужно: волхв-провидец сказал князю, что он погибнет от своего коня. Приказал Олег отвести коня на конюшню, ухаживать там за ним, кормить вдоволь, не забывать на прогулку выводить, но хозяину больше коня не показывать.
Виктор Васнецов. По преданию волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Виктор ВаснецовБаян. Тризна.1910В древности по погибшим воинам было принято устраивать тризны – поминальные трапезы, на которых исполнялись героические песни о подвигах погибших воинов. Вот и здесь мы видим, как на могиле князя Олега расположилась его дружина.Гусляр-сказитель поёт воинам и князьям песню о славных былых временах. Самым известным русским сказителем был Баян (в старину – Боян). Имя этого певца происходит от слова “баять” – “сказывать
Тризна по Олегу. В.ВаснецовКовши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.
Князь ИгорьИгорь прославил себя как опытный военачальник. Известно, что он совершил не один военный поход на Византию. Князь прославился в веках как человек строгий и требовательный. Удачный завоеватель, он присоединял к своему государству новые земли, а затем обкладывал данью покоренные им племена.
. По преданию, Игорь в 941 году приплыл в Византию в сопровождении тысячи кораблей, называемых «ладьями». Однако греки применили самое передовое оружие того времени – так называемый «греческий огонь» (смесь нефти и других горючих веществ), который сжег большинство военных кораблей
. Потерпев поражение, Игорь вернулся домой на Русь, чтобы собрать новое войско для нового военного похода. И ему это удалось. В его военное собрание входили представители всех племен тогдашнего древнерусского государства, как славяне, так и русы, печенеги, древляне и др. Этот поход оказался более удачным для князя, в результате он заключил с византийцами мирный договор, предусматривающий выплату определенных материальных средств .
Клавдий Лебедев Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года 1903. Крестьяне, ремесленники и охотники должны были делиться нажитым добром с князем. Продукты и изделия шли на содержание дружины, которая защищала подданных от набегов врага.
В 945 году князь с дружиной отправился к Искоростеню, древлянской столице. Когда дань была собрана, Игорь отправил часть войска домой, а с меньшей частью решил вернуться за новой данью. Древляне, узнав об этом, сказали своему князю Малу: “Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит”. Мал согласился с решением подданных. После этого древляне вышли из города, остановили Игоря на дороге и расправились с князем и его воинами.Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. В. Суриков, 1915
Княгиня Ольга
После убийства древлянами князя Игоря Рюриковича (945 г.) положение Руси было опасно. Сын Игоря, Святослав, был еще ребенком, а к мятежу древлян могли присоединиться и другие недовольные племена; степные соседи – печенеги тоже только и ждали случая пограбить Русскую землю. Но княгиня Ольга, мать Святослава, оказалась женщиной очень умной, притом твердого и решительного нрава, к счастью, были и между боярами опытные военачальники, преданные ей.Прежде всего княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам за смерть мужа. Самым же важным делом Ольги было то, что она первая из княжеской семьи приняла христианство. Константинопольский патриарх, по словам нашего летописца, сам совершал обряд святого крещения, а император Константин Багрянородный был крестным отцом княгини Ольги. Нарекли ее при крещении Еленой в честь матери Константина Великого.
Князь Святослав
О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года: Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, — такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!».
«НЕ ПОСРАМИМ ЗЕМЛИ РУССКОЙ!»В одной из битв Святослав был окружен византийцами. Желая ободрить свою дружину, князь сказал: «Уже некуда нам уйти отсюда. Волей-неволей надо стать против врагов. Не посрамим земли русской! Ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Я пойду перед вами. Если же сложу свою голову, тогда помышляйте о себе сами». Воины же ответили: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». После тяжелого боя дружина Святослава вышла из окружения.