Презентация к заседанию лицейского методического объединения по теме:ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Проблемы обучения решениюматематических текстовых задач в начальной школеУчитель начальных классовМБОУ – Лицей № 5 г. МценскаОрловской областиКарева О.П.
Проблема 1.Обучение решению задач и организация учебной деятельности младших школьников.Как быть?Изменить сам подход к решению задач: решать в несколько раз меньше, но при этом само решение должно содержать глубокое изучение задачи, сущности её решения, выявление общих методов и приёмов, используемых в этом решении.
Проблема 2.Качество обучения решению задач (…)и основные пути обучения решению задач ( показ образца и разучивание способов решения).Как быть?………
Проблема 3.Методические ошибки учителей при обучении решению задач.Как быть?Правильная методика решения задач не требует решать их по заученной схеме.
Проблема 4.Необходимость краткой записи: необходимость или формальность?
Проблема 5.Отождествление учителями понятий теории решения задач и теории обучения решению задач.Различия:Теория решения задач – задача, решение задачи, решить задачу, процесс решения задачи, методы и способы решения.Теория обучения решению задач – обучение решению задач, умение решать задачи.Вопрос «Как научить решать задачи?» сводится к вопросу«Как решать задачи на уроке?»
Уровни умения решать задачиНизкий — восприятие задачи осуществляется учеником поверхностно, не полно. При этом он вычленяет разрозненные данные, внешние, не существенные элементы задачи. Ученик не может и не пытается предвидеть ход ее решения. Характерна ситуация, когда, не поняв задачу, ученик уже приступает к ее решению, которое чаще всего оказывается беспорядочным манипулированием числовыми данными.Средний — восприятие задачи сопровождается ее анализом. Ученик стремится понять задачу, выделяет данное и искомое, но способен при этом установить между ними лишь отдельные связи. Из — за отсутствия единой системы связей между величинами затруднено предвидение последующего хода решения задачи. Чем больше разветвлена эта сеть, тем больше вероятность ошибочного решения.Высокий — на основе полного, всестороннего с анализа задачи ученик выделяет целостную систему взаимосвязей между данными и искомым. Это позволяет ему осуществлять целостное планирование решения задачи. Ученик способен самостоятельно увидеть разные способы решения задачи и выделить наиболее рациональный из возможных.
Возможные пути эффективной организации работы по обучению решению задач:1. Умение решать задачи определенного вида2. Общее умение решать задачи3. Комплексный подход ( 1 + 2)
Некоторые методические приёмы обучения решению задачПривычные и знакомые:1.Рассуждения от «начала» задачи (синтетический способ решения: от данных к искомому)2. Рассуждения от «конца» задачи (аналитический способ решения: от вопроса к данным)3.Аналитико — синтетический способ (комбинированный).Ремарка:Н и к т о не старается запомнить вопросы учителя и понять, зачем они ставятся, почему ставятся именно такие вопросы, а не другие. После получения ответа, работа с приемом заканчивается, и дети забывают его до следующего использования у ч и т е л е м!
Непривычные:1. Прием активизации мыслительной деятельности учащихся при использовании традиционных способов разбора задачи ( определение системы вопросов, которые помогают решению задачи)2. Решение задач с недостающими или лишним данными.3. Решение «задач без вопросов» ( опыт польской школы).3.Прием использования схематического моделирования (чтобы краткая запись выполняла свою функцию помощи ученику в решении задачи, она должна строиться средствами другого языка. А краткая запись имеет тот же словесный характер, что и текст условия, поэтому решению не помогает)
Примечание: 1. Используя модели при решении задач, важно соблюдать следующее правило: схема ( модель) составляется не после чтения и анализа задачи, а параллельно, по мере чтения текста. 2. Подробное обоснование учеником своих действий при построении схемы способствует развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументированно излагать свои мысли.
Варианты работ со схемами:Выбор схем.Маша нарисовала такую схему, и Миша — свою. Кто (не) внимательно читал текст задачи? Выбор вопросов. - На какие вопросы, можно ответить, пользуясь этим условием? (выбрать нужное из перечня вопросов или составить свои).Выбор выражений.Выбор условия к данному вопросу.Выбор данных.Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.Постановка вопроса, соответствующего данной схеме.Выбор решения задачи, прием обсуждения решений.
Этапы работы над задачей предварительное прогнозирование ее решенияприкидка результата восприятие, осмысление текста задачи(анализ задачи и ее схематизированная запись) поиск метода решения и плана решения осуществление плана решения проверка, анализ решения ответ исследование задачи
Культура решения задач заключается в том, что поиск решения совершается на базе глубокого и всестороннего анализа задачи, что каждая из совершаемых проб обосновывается и ее результаты анализируются, что после нахождения верного решения производится ретроспективный анализ с целью выявления общих методов, примененных в этом решении, поиске более рационального решения, если это возможно. Такой культуре можно и нужно учить учащихся уже с начальной школы.Заключение