«Ситуация успеха при обучении математике».


Филиал МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с.Беломестная Криуша Тамбовского района Тамбовской области. Районное августовская конференция 2014. Г.В.Нечукина 2014 Филиал МБОУ»Стрелецкая СОШ»в с.Беломестная Криуша Тамбовского района Тамбовской области «Ситуация успеха при обучении математике».Учитель математикиНечукина Галина Васильевна Лев Толстой Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет свое обаяние для каждого человеческого ума, - обаяние точности, полноты и системы. Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то сколько бы ты ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния. Г.В.Нечукина 2014 Г.В.Нечукина 2014 О себе: Образование – высшее ( окончила педагогическое училище №1 им. К.Д.Ушинского по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», ТГПИ по специальности «Математика».Стаж работы в данном учреждении – 42 года.Квалификационная категория – первая. Учитель математики, руководитель МО учителей математики, физики, информатики. Г.В.Нечукина 2014 «Посредственный учитель излагает.Хороший учитель объясняет.Выдающийся учитель показывает.Великий учитель вдохновляет.»Ульям Артур Уорд. «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».В.А.Сухомлинский Г.В. Нечукина, 2014 Модернизация страны опирается на модернизацию образования. Нормативно-заданные на государственном уровне целевые педагогические требования к условиям и результатам современного школьного образования предполагают внесение своего особого вклада в личностные, познавательные, коммуникативные компетентности. Поэтому сегодня особенно важна разработка интеграционной модели партнерского взаимодействия «учитель-ученик», обеспечивающей положительные учебно-дидактические и воспитательные результаты. Именно такая модель апробируется мной. Особое внимание здесь хотелось бы обратить на предоставление ребенку возможности обогащать свой индивидуальный социальный опыт, для дальнейшей адаптации в обществе. Г.В.Нечукина 2014 Образовательный процесс в ситуации инновационного обучения характеризуется новыми ценностными ориентациями, реализация которых невозможна без создания ситуации успеха. В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, саморазвития и самореализации личности. Это недостижимо без создания «ситуации успеха» на уроке. Г.В.Нечукина, 2014 Одной из основных задач, стоящих перед учителем является создание ситуации успеха на уроках, что дает учащимся возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, т. к. успех имеет огромное значение в жизни каждого человека.Что же такое ситуация успеха?Ситуация—это сочетание условий, которое обеспечивает успех, а сам успех — это результат подобной ситуации.Ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего продвижения личности. Г.В.Нечукинаа, 2014 Каждый педагог должен добиваться того, чтобы его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Ребенок индивидуален, у каждого есть свой собственный успех и свои достижения. Наша задача - воспитывать у него потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Г.В.Нечукина, 2014 Если нам удается создать условия веры человека в себя, в свои силы, то он сам будет выбирать жизненные задачи из зоны ближайшего развития, то есть восходить к своему развитию по Лестнице Успеха. Этому способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс: потребность – мотив – цель – действие – рефлексия. Создание ситуации Успеха на уроках математики – это такой метод учебной деятельности, который эффективно повышает активность, интерес, побуждает учащихся к более глубокому познанию предмета. Г.В.Нечукина, 2014 Пути и формы создания ситуации успеха на уроках математики: Обязательное доброжелательное требование выполнения домашнего задания: выдаются «+» за правильно выполненное индивидуализированное задание. Каждый ученик радуется своим “плюсовым” Успехам, повышается интерес.Во входном контроле учащиеся, составляя дома математические диктанты, выступают в роли учителя- это дает им уверенность в своих силах. Такой прием провожу систематически Исследования показали, что каждому ребенку 5 – 6 класса хочется выглядеть знающим, умеющим и успешным. Этот период нельзя упускать и деятельность строить на основе обучения и воспитания успехом. Г.В.Нечукина, 2014 4) Проведение типов уроков: уроки когнитивного типа: урок-эксперимент; урок исследование объекта; поисковый урок;интегративный урок; уроки креативного типа: урок составления и решения задач; урок технического (научного) творчества);деловая игра; ролевая игра; урок в школе будущего; урок защиты творческих работ; уроки коммуникативного типа: бинарный урок ;урок взаимоконтроля;позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения, на основе которой создается ситуация успеха. Г.В.Нечукина 2014 Для того, чтобы создать ситуацию успеха, сначала нужно учить ребенка преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих: « Мы все пробуем, только так может что-то получиться». Затем нужно придать ребенку уверенность в том, что он обязательно справится с поставленной задачей. Это придает ему оптимизма в оценке своих сил и возможностей. Давать задания по силам данного ученика, учитывая это при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, тогда появится уверенность и успех. Г.В.Нечукина, 2014 Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив. Проживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент, а это есть ни что иное, как счастье в его разновидности. Часто в работе используется прием - «выделение персональной исключительности» Для ее проведения разрабатываю разноуровневые задания, организую работу над проектами, рассчитанными персонально на одного ребенка или группу детей. Г.В.Нечукина, 2014 Для создания ситуации успеха применяю методические приемы, обеспечивающие:• снятие тревожности,• высокую мотивацию,• авансирование достоинств ученика• поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,• объективность и доброжелательность педагогического внушения• высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельностишкольника. Г.В.Нечукина, 2014 Благоприятно действует на создание ситуации успеха грамотный подбор заданий во всероссийских олимпиадах. В настоящее время мои ученики разного уровня с удовольствием участвуют в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, набирая различное количество баллов. С гордостью за свои продвижения в математике получают награды. В этом учебном году принимали участие в общероссийской олимпиаде «Олимпус», всероссийской олимпиаде «Центр поддержки талантливой молодежи» (диплом и сертификаты), конкурсе «Кенгуру-выпускникам-девятиклассникам»- отличные результаты, конкурсе - открытая конференция исследовательских работ школьников «Грани творчества», областном конкурсе учебно-исследовательских работ «Детские исследования –великим открытиям»-работа ученика 9класса опубликована в сборнике материалов конференции Г.В.Нечукина, 2014 на стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем;является источником саморазвития и самореализации личности; Приняли участие во всероссийской математической олимпиаде «Инфоурок» (дипломы2 и 3 степени), конкурсе «Путь в науку» международном дистанционном конкурсе по математике проекта «Новый урок» (дипломы 2 и 3 степени, сертификаты) ; девятиклассники 2014 успешно сдали ОГЭ по математике - все это влияет Благодаря ситуации успеха Г.В.Нечукина 2014 Благодаря ситуации успеха Г.В.Нечукина, 2014 Ситуация успехав действии Г.В.Нечукина 2014 О.М. Лесина, 2010 Использую современные педагогические технологии: технологию проблемного обучения, учебное исследование, ИКТ , технологию проектного обучения, коллективных творческих дел. Технология учебного исследованияИзвестно, что знания, добытые учеником в процессе исследования, запоминаются лучше и на более длительное время. Использование данной технологии активизирует деятельность ребят, учит их рассматривать проблему с разных сторон, анализировать и обобщать данные, делать соответствующие выводы. (Учащиеся  кружка «Компьютерики» проводили исследование по разделу геометрии (опережающее обучение) «Треугольники».) К преимуществам этой технологии относят также большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации познавательной деятельности, самореализации, дают возможность создавать ситуацию успеха на уроке и во внеурочной деятельности Г.В.Нечукина, 2014 ИКТ. Отмечаю ряд причин необходимости применения этой технологии.Так называемый  психологический фактор. Современные дети «с рождения» начинают получать информацию из различных электронных источников: телевизоров, DVD, компьютеров, мобильных телефонов, и потому они  привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Эти особенности детского восприятия  целесообразно использовать для создания ситуации успеха . Информационно-коммуникационные технологии  помогают реализовать весь потенциал личности. Работая в такой среде, ученик получает как стандартные навыки работы с компьютером , так и содержательные знания из различных  дисциплин. Главное достоинство такой среды состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск. Технология коллективных творческих дел В технологии коллективных творческих дел такие понятия, как общая забота, коллективная радость, коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий. Реальное обеспечение приоритетных идей (принципов) способствует формированию личности. Интеграция дополнительного и общего образования дала хорошие результаты при использовании такой форма работы, как сопровождение ребенка в конкурсном движении. Так, как сегодня школа является инициатором проведения целого ряда конкурсов, соревнований и конференций для детей разного возраста по разным направлениям. В программы подготовки таких мероприятий включается программа личностно-психологической подготовки ребенка. Г.В.Нечукина, 2014 Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Если человек стремится достичь успеха, высоких результатов деятельности, то у него достаточно сильная мотивация достижения. И наоборот, он никогда не преуспеет в жизни, в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школьном возрасте, то у него есть все шансы на успех во взрослой жизни. Г.В.Нечукина, 2014 Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку она позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.В своей дальнейшей работе буду продолжать исследовать факторы, позволяющие создавать ситуацию успеха, что благоприятно скажется на реализации возможностей моих учеников. Г.В.Нечукина. 2014 ИсточникиВасильев В. В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации. Народное образование- М; 2008  Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 6, 2011 годаIntel «Обучение для будущего» ( под общей редакцией Е. Н. Ястребцевой, Я. С. Быховского).- М; 2008.Проектная деятельность с использованием ИКТ. Сборник материалов учебно - методических проектов. Тамбов 2005.Солопова Н. К., Вязовова О. В. Поиск, творчество, находки (проектная деятельность ): учебно - методическое пособие. Тамбов: ТОИПКРО, 2005.Менеджер. Портал информационной поддержки руководителей общеобразовательных учреждений. «Учительская газета»-Москва2011: Дополнительное образование Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011. http://www.exponenta.ruhttp://www.nsportal.ru  Г.В.Нечукина, 2014