Презентация к выступлению на районной конференции по вопросам повышения интереса к чтению и литературе


Повышение интересак литературе и чтению Выступление Варнавской О.М., учителя русского языка и литературы МКОУ ,,Каштановская СОШ " на районной конференции 27.12.2016г. Россия переживает системный кризис чтения По статистике, около 46% россиян не читают книг совсем. В основном к ним относятся представители молодого поколения. Эта проблема волновала учителей-предметников многие годы, теперь уже волнует не только их. 2015 – ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в целях привлечения внимания общества к литературе объявил 2015 год Годом литературы в России. Язык, история, культура, духовные ценности и национальные традиции — это основа основ, и внимание к ним государства, общества должно быть и будет постоянным. Только так можно уверенно развиваться, сохранять свою самобытность и сберегать себя как народ. Президент РФ В. В. Путин 20 декабря 2016 г. Москва. Форум "Возвращение русской классики ". По мнению главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, интерес к чтению поможет вернуть введение итогового сочинения. «В этом году во вторых классах прошли проверочные работы по русскому языку, при этом 75 процентов детей не справились с заданием составить из набранных слов предложение. Это значит, что мы потеряли не просто любовь к чтению, а функциональное чтение. Отсюда и зубрежка", - подчеркнула министр. Ректор МГУ В.А. Садовничий Стихи классиков наизусть надо учить уже в детском саду, а в школе обучать учеников осмысленному чтению. Кроме того, еще одна важная задача - синхронизация программ по гуманитарным дисциплинам. "Школьники учат "Полтавскую битву", а по истории проходят ее через два года. Надо сделать так, чтобы эти программы совпадали", - считает ректор МГУ. ,,Зачем читать, зачем учить? А зачем мне это надо?" Интерес школьников к учению является основным внутренним мотивом обучения. Психологи указывают на три основных мотива.Во-первых, интерес к предмету (процесс изучения доставляет мне удовольствие)– это увлечение -- высшая степень интереса.Во-вторых, сознательность (сознаю необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). В-третьих, принуждение (занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Три аспекта формирования интереса к русскому языку и литературе: урок, книга и внеклассное занятие.  Как сделать уроки русского языка и литературы интересными? Как активизировать деятельность учеников? Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Один из способов применения деятельностного подхода - проблемное обучение. Проблемная ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес.  Проблемная ситуация может возникнуть на любом этапе урока. Учитель сам решает, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.  Использование ИКТ как способ развития интереса к предмету  В распоряжении учителя много образовательных программ на CD с тестами, тренажерами, тренировочными упражнениями. Использование ИКТ с его возможностями (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету. Книга печатная, электронная и аудиокнига  Дети XXI века - относятся к «поколению сети», темп их жизни диктует иные задачи. Физиологи утверждают, что развитие головного мозга детей и подростков сегодня отличается от развития мозга их родителей. Вывод: наши дети – это не мы с вами. Вот почему у подростков «поколения сети» не вызывает интерес школьная классика. Можно читать обычную печатную книгу или её электронную версию на планшете, можно слушать аудиокниги. Выбирать вам, но главное – это не забывать совершенствоваться и каждый день стараться стать лучше и умнее, чем были вчера. Учителя литературы делают все возможное, чтобы интерес к книге не угас совсем.  Пути решения проблемы 1.Чтение, как в детстве. 2. «Общая» страница. 3. Необычное начало. 4. Пересказ эпизода. 5.Сотрудничество со школьной библиотекой. 6. Выставки к юбилеям писателей и поэтов. Формирование интереса к предмету через внеклассное мероприятие  Авторы пособия, «Методика преподавания литературы» 1985г. (Брандесов В. Ф., Зверс Т. В., Кудряшев Н. И., Маранцман В. Г и др.) выделяют две основные группы форм внеклассной деятельности: периодические (литературные праздники) и постоянные (литературные объединения). Особое место занимает краеведение. Вечера, встречи, смотры, конкурсы, олимпиады, концерты, карнавалы — все это праздники, всем им должна быть свойственна атмосфера душевного подъема и радости. Литературные олимпиады — чаще всего в форме конкурса сочинений, но бывают и конкурсы по выразительному чтению, инсценированию, иллюстрированию литературных произведений, конкурсы стихов, песен, рассказов, сказок, созданных школьниками. Наиболее распространенные объединения — кружок и клуб. Они могут отмечать дни рождения любимых писателей, даты создания великих книг и т. д Княжева В. В. Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. Формы внеклассных мероприятий диспут лекторий концерт выставка интеллектуальная игра экскурсия путешествие поход встреча ролевая игра олимпиада эстафета конкурс дискуссия деловая игра спектакль дискуссия КВН салон интерактивная игра брейн-ринг сказка бенефис гостиная телеконференция викторина встреча фантазия реклама конференция беседа дебаты проект акция телепередача тренинг мастер-класс семинар «круглый стол» судебный процесс СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Свои разработки я опубликовала на сайтах:https://multiurok.ru/varnavskaia-o-m-1https://infourok.ru/user/varnavskaya-olga-mihaylovna