Презентация «Письмо с секретом» Илюхиной В.А.»


Выполнил студент КарГУ им.Букетова:Гуртовенко Яна, гр.ПиМНО-32 (з/о)2015 уч.годПрезентация по технологии обучения письму на тему:«Письмо с секретом» Илюхиной В.А.» Вера Алексеевна ИлюхинаДиректор ГОУ ЦО № 2006 - кандидат педагогических наук - Заслуженный учитель РФ - лауреат Премии Мэра г. Москвы - член Союза журналистов РФ, - автор более 150 печатных работ Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени. Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий. Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека. Своеобразие почерка определяется следующими признаками:Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей, Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами, Отрывным или безотрывным письмом, Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном, Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью, Нажимом, крупным или мелким письмом, Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали Что же может оказывать влияние на формирование почерка?Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письмуВремя начала обучения письмуОтношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обученииОтношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографииРазвитие у ребенка чувства ритмаКачество орудий труда и т.д. Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе. Этапы формирования графического навыка Основной алгоритм письма 1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точ­ных интервалов и их параллельности.  2. Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение опреде­ленного математического расчета в написание букв, слов).  3. Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.  4. Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)  5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.) 6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).  7. Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия). 1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встре­чаются следующие ошибки:1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. 2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз». 2. Деление наклонной линии на две и три части. В этой части алгоритма можно предложить ребенку сопоста­вить половину высоты наклонной линии с интервалом между линиями и подвести обучающегося к пониманию того, что они равны. Тем самым мы дадим ученику возможность самому оп­ределять интервал между наклонными линиями, а позднее – ширину буквы, равную половине ее высоты. Такие пропорции необходимо сохранять на протяжении всего периода обучения письму для «удобочитаемости». Нахождение третьей части на­клонной линии даст нам возможность определить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабо­чей строки. 3. Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки. На самом деле процесс закругления происходит на 1/10 высоты от нижней линеечки рабочей строки, но обучающиеся получают установку выполнять закругление, когда они коснутся ручкой рабочей строки. Проговаривание алгоритма удлиняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз и выполняю «качалочку». 4. Письмо крючковой линии. Анализируются три вида написа­ния крючка. Внимание останавливается на среднем. (Следует отметить, что сам крючок выписывается путем деления угла между прямой наклонной и нижней линеечкой на две равные части, тогда при написании крючковой линии до середины ра­бочей строки мы получаем возможность наметить ширину про­писываемой нами буквы, которая будет равна половине высоты наклонной линии или половине высоты буквы.) Алгоритм напи­сания дополняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки». 5. Письмо «секрета» Т. е. прямой линии вверх параллельно первой наклонной. На письме, без тщательной проработки это­го момента, два крючка могут соединяться следующими двумя путями. Первый путь написания: с отрывом руки и приписыванием следующего элемента. Второй путь написания: с плавным поднятием вверх, при этом все время, удаляясь от наклонной линии. Далее наш алгоритм звучит так: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, вы¬полняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)». 6. Письмо вниз по «секрету» Т. е. написание второй наклон­ной линии вниз, не отрывая руки. При этом обращается внима­ние школьников на то, что обе линии, выполненные сверху вниз, обязательно должны быть параллельны. Между крючко­вой наклонной и второй прямой наклонной — просвет в ниж­ней части строки («шалашик»). 7. Завершение написания второго крючка Т. е. второй крючко­вой линии. Ученики сами анализируют, как дописать к крючко­вой вторую параллельную линию. На этом этапе работы им важно задействовать боковое зрение (пишем наклонную, ак­центируя внимание на предыдущей). Завершается проговаривание алгоритма обучающимися: «Ставлю ручку на верхнюю лине­ечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выпол­няю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки». Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме — строчные буквы. Важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанногоС этой целью вводятся следующие графические знаки: середина ( — )одна треть сверху или снизу (х)просвет снизу, «шалашик» (•)просвет сверху, «гнездышко» (v) Некоторые аспекты использования информационных технологий в обучении письму младших школьников. Прописи содержат большое количество заданий, которые могут быть оформлены в виде компьютерных игр. Игровые технологии, пожалуй, самые эффективные у младших школьников. Вывод Таким образом, исполь­зуя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логи­ческих рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного пись­ма. Такое построение графической работы способствует акти­визации мыслительной деятельности ученика. Спасибо за внимание!