Родит.собр. по теме: Каналы восприятия
Особенности восприятия и переработки информации у учащихся. Развитие межполушарного взаимодействия у учащихся.
«Человек, у которого одинаково хорошо развито несколько каналов, может стать гением».Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, большинство детей сегодня можно назвать кинестетиками, то есть, ведущими у них являются двигательные и тактильные ощущения. В течение трех лет (с 2006 по 2009 годы) ученые обследовали более полутора тысяч младших школьников 23-х петербургских общеобразовательных школ: 22 процента детей оказались зрителями, 6 процентов - воспринимают информацию с помощью слуха и 72(!) процента – кинестетики. Этим, как считают специалисты по речемыслительному процессу, и объясняются трудности в освоении детьми школьной программы, о которых сегодня много говорят учителя и родители. Но проблема, как считают ученые, не в низких способностях современных детей, а в устаревшей системе преподавания. «В обучении ребенка необходимо учитывать все три основные канала восприятия информации, в то время как в школах до сих пор ориентируются лишь на два канала – зрительный и слуховой», - утверждает разработчик методики «Профилактика школьной неуспешности», специалист по речемыслительной деятельности Академии постдипломного педагогического образования Татьяна Аристова.
Он не лентяй! Он - кинестетикЕсли у вашего ребенка основной канал восприятия обучающей информации не зрительный и не слуховой, то 90 процентов усилий школьных педагогов уходит впустую! Считается, что когда формировалась система классического школьного образования, большинство учеников было визуалами. Впрочем, это лишь предположение, так как до конца 20 века в нашей стране исследований на эту тему не проводилось: первые работы по нейролингвистическому программированию появились у нас лишь в 60-е годы прошлого столетия. Так или иначе, ярко выраженным визуалам знания всегда давались легче: ведь если ребенок – зритель, он с малолетства получает и анализирует информацию в виде картинок, роликов, затем букв. Аудиалам сегодня в школе тоже достаточно комфортно, ведь пятьдесят процентов информации учитель дает устно, плюс диктанты, ответы с места, и так далее. Кинестетикам, для которых в первую очередь важно чувственное восприятие, а значит, движение (чтобы понять, необходимо попробовать, потрогать, то есть совершить какое-нибудь движение), сегодня сложнее всех. «Не вертись! Сиди ровно! Не грызи карандаш!» - знакомые замечания? А кинестетик просто не может не вертеться и сидеть ровно. Такие дети за 45-тиминутный урок меняют позу не менее тридцати раз и могут сгрызть за неделю пять карандашей. Это вовсе не значит, что ребенок невнимательный или ничем не интересуется. «Он начинает грызть – он начинает действовать, - говорит специалист по речемыслительной деятельности Татьяна Аристова, - надо энергию кинестетика направить в нужное русло. Тогда появятся результаты и интерес к учебе».
Алгоритм действий для кинестетикаКак у нас в кинематографе было принято изображать работу ученого, поэта, мыслителя? Посидел, подумал….Встал, походил из угла в угол, посмотрел в окно…осенило! Сел, записал. Типичные действия кинестетика: на ходу им думается лучше! Так и ребенок. Если он лучше заучивает стихотворение на бегу, или во время лепки, так пусть носится по комнате, лепит и повторяет при этом заданное. Если же этого недостаточно, можно взять карандаши и зарисовывать последовательно все, о чем говорится в стихотворении. Кинестетику обязательно надо дать алгоритм действий: что за чем делать. «Мы раньше думали, что ученики просто ленятся учить правила грамматики, сейчас поняли, что на самом деле, эта информация ими просто не воспринимается», - говорит преподаватель 38-ой школы Петербурга. В этой школе экспериментальные группы работают по системе «Профилактика школьной неуспешности». Многие родители поначалу пребывали в «культурном шоке»: дети не сидят по струнке, могут вставать, двигаться, задавать вопросы. Учитель вместе с учениками проговаривает, что сейчас будет делать и для чего: « Сейчас мы сделаем упражнение. Мы будем отрабатывать окончания имен существительных». Ребенок должен понять, для чего ему надо выучить то или иное правило. И как оно работает.
Школьное обучение для ребенка – это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения и письма. Если учитель знает, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становиться понятным, например, как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания.Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.На что обязательно обращают внимание:Словарь общения.Направление взгляда, особенности внимания и запоминания информации.Поведение детей на перемене.
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, как видите и т. д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и т.д.).
Направление взгляда, особенности внимания и запоминания информации.У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков – вниз. Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отлечь чем угодно, аудиал легко отвлекается на звуки, визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал – то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может позвонить по телефону и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется: Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием. Кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске и т.д.), запоминание материала у него лучше происходит в движении.
Результаты наблюдения за учащимися А) во время урока:Выраженный визуал — ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т. д.Выраженный аудиал — часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведет как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет.Выраженный кинестетик — чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что — какая разница...». Однако, зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем, однако, из кинестетиков, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.
Б) во время переменыБ) во время переменыВизуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Во что предпочитает играть?А. - послушать музыку, поговорить, пошуметь. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает.В. - молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках. Может подолгу заниматься сам.К. - любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.
Любимые игрушкиВ. - настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка. Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.А. - игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.К. - мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.
Как выражает чувства, любовь к родным?В. — важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо.А. — словами. Может при этом даже не смотреть на вас.К. — нужен физический контакт – объятия, поцелуи.
Как относится к тому, во что одет?В. - тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться.А. - все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо.К. - нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.
Любимые игрушкиВ. - настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка. Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.А. - игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.К. - мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.
Любимая воспитательница или педагог – скорее всего это:В. — самая миловидная и красиво одетаяА. — женщина с приятным голосомК. — та, от которой приятно пахнет, которую можно потрогать, обнять
Специалисты говорят:В. -можно требовать быстрого решения задачА. — немедленного повторения услышанного им материалаК. — лучше не ждать ни того, ни другого — он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних
Как ведет себя, когда волнуется, боится?В. — поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнутьА. — вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам.К. — постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на “его языке”.С визуалом используя слова, описывающие цвет, размер форму, местоположение, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др. С аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия. С кинестетиком используя жесты, прикосновения. Чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания. Возможно позволять им проигрывать в ролях часть вашей информации.
Да и замечания ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано “на его языке”:Визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;Аудиалу – сказать шепотом “ш-ш-ш”;Кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Для развития каналов восприятия информации у учащихся учителю следует использовать на уроках наглядные пособия, проговаривать, записывать, зарисовывать и проигрывать в ролях с учениками новую информацию, давать детям возможность моторной разрядки.
Развитие межполушарного взаимодействия Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Познакомимся с кинезиологическими упражнениями развивающими межполушарное взаимодействие.
Кинезиологические упражнения.Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения; выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля); подключение движений глаз и языка к движениям рук; подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.
Кинезиологические упражнения.«Колечко»Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. «Кулак - ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак - ребро - ладонь), произнося их вслух или про себя.
Кинезиологические упражнения.«Зеркальное рисование» Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
Кинезиологические упражнения.«Горизонтальная восьмерка» Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. «Симметричные рисунки» Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)
Спасибо за внимание!