Презентация педагогического опыта Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях
Малиновская Марина Ивановна Место работы: МБОУ Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школаДолжность: Учитель-логопед специальных (коррекционных) классов Образование: высшееПедагогический стаж – 22 годаВ данной должности – 2 годаМоё педагогическое кредо: «Пришла в школу- улыбнись на пороге, всё, что ты отдаешь, получаешь обратно в итоге»Мой девиз: «Обучая других, мы учимся сами»Главные заповеди моей работы:«Уметь требовать любя и любить, требуя»;«Уметь прощать»;«Уметь слушать и слышать». Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство коррекции речи на логопедических занятиях «Движения руки всегда тесно связаныс речью и способствуют её развитию».В.М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» М.Монтессори «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П.Павлов Характеристика детей по логопедическим диагнозам 2012-2013Учебный год 2013-2014Учебный год 2014-2015Учебный год Кол-во детей 62 62 60 Классификация нарушений НСЯС СНР тяжёлой степени 11 9 8 СНР средней степени 36 34 37 СНР лёгкой степени 15 19 15 Постановка звуков 22 18 21 Диагностические методики1) Пробы Хэда 2) Оптико-кинестетическая организация движений 3) Динамическая организация движений пальцев4) Обследование возможности выполнять действия с предметами.Уровень сформированности мелкой моторикиКоличество детей - 35 человек У детей с ограниченными возможностями здоровья уровень развития мелкой моторики ниже среднего. Это обусловлено особенностями их интеллектуального развития.Недостаточная развитость мелкой моторики влияет на познавательную деятельность воспитанников, тем самым затрудняет овладение ими школьным программным материалом. Проведение работы, способствующей развитию мелкой моторики, является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории детей.Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, и конечно же, речь. Приёмы работы Большой потенциал для развития речи детей – развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие мелкой моторики у школьников с интеллектуальной недостаточностью на логопедических занятияхЗадачиСтимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.Скоординировать движения обеих рук.Развивать двигательную память, произвольность и точность движений. Пальчиковая гимнастикаНанизывание бусинокПальчиковые игры с цветными счётными палочками.Рисование по трафаретам.Работа с мозаикой.Рисование пальчиком и ладошкойРисование ватной палочкойШтриховка. Работа с пазлами.Шнуровка.Пуговицы.Скрепки. Волшебные прищепкиСопряжённая гимнастикаБумажная пластика Внеурочная деятельностьВыставка аппликаций из ладошек Рисование ладошками и ватными палочками Сопряжённая гимнастика Сопряжённая гимнастика – содружественные движения кисти руки и языка Развивает артикуляционную и мелкую моторику одновременно Формирует: речь, психические процессы, эмоциональное восприятие «Киска сердится» На скамейке у окошкаУлеглась и дремлет кошка. Кошка глазки закрывает,Кошка спинку выгибает. «Замок» На двери висит замок, Кто открыть его бы смог? Волшебные прищепки Практическое применение Выступление на ШМО учителей коррекционных классов Сотрудничество с учителями начальных классов Взаимодействие с родителями обучающихся Сотрудничество с начинающими педагогами В результате проводимой работы у школьников формируются: мелкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук; зрительно-двигательная координация; выработка изобразительных навыков; формирование навыков в освоении письма; повышение своей самооценки. Уровень сформированности мелкой моторики Количество детей –35 человек 1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой развития. Биробиджан, 1996, с. 41-45. 2. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика, Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2006 3. Вайзман Н.П. Психомоторика детей олигофренов.-М., Педагогика, 1976. 4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. 5. Дульнев Г.М. Учебно-вспомогательная работа во вспомогательной школе. Под. ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. М., 1981. 6. Косинова Е. М. Пальчиковая гимнастика.- М.: Издательство « Эксмо»,2003г, с.135 7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет, М.,2004 8. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках, М., 2008 9. Сековец Л.С., Ивашко Л.И. Наглядно-дидактический материал для формирования правильной речи младших школьников, Н-Новгород,200010. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь»,11. Logoped.Ru http://www.logoped.ru/ http://www.logolife.ru/12. Социальная сеть работников образования nsportal.ru13. http://razvivashka33.ru/ 14. http://www.logolife.ru/ 15.http://family-craft.com/ 16.http://doshkolnik.ru/index.php Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка!Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри!Я ладошки раздвигаю, я на кнопки нажимаю!Раз, два, три, раз, два, три, я играю, посмотри! Спасибо за внимание!