Презентация Социально-психологические особенности детского коллектива
Межличностные отношения детей в группе детского сада.Социально-психологические особенности детского коллектива
Коллектив- это социально значимая группа людей, объединенных общей целью, согласованно действуют в направлении достижения указанной цели и имеют органы самоуправления.A.C. Макаренко отмечал: «"Коллектив - это социальный живой организм, который имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище \"орище».
Коллективу присущи следующие особенности: 1) объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели; 2) добровольность объединения; 3) сплоченность и целостность; 4) психологическая защищенность, взаимопомощь и взаимоподдержка; 5) наличие условий для проявления творческих способностей и полноценного развития личности.
Непосредственно общие качества группы:Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;организованность - реальная способность группы к самоуправлению;эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Дошкольное детство имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Именно в этом возрастном периоде находятся истоки формирования личности. Группу детского сада, по существу, можно рассматривать как первую детскую организованную малую группу, оказывающую наряду о семьей определяющее влияние на становление личности дошкольника.
Группа детского сада, как своеобразная малая группа, представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации детей и, хотя она -это еще не коллектив (она не характеризуется социально-полезной деятельностью, в ней нет органов коллектива - группу организует, в основном, воспитатель, нет коллективистской идентификации и других многих признаков коллектива), но уровень межличностных процессов в ней относительно высокий, особенно к старшему дошкольному возрасту, когда в группе появляются зачатки саморегуляции, орудием которой служит своеобразное общественное мнение дошкольников.
Особенности развития детского коллективаПервоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве. На первом году жизни малыш интересуется ровесником как неизвестным объектом из многообразного окружающего мира. Он может разглядывать его, принимать за подвижную игрушку. В то же время взаимодействие с себе подобным позволяет ребенку увидеть в другом самого себя. В 1,5 года дети любят рассматривать картинки, на которых изображены сверстники, сравнивая их одежду, мимику, "видя" себя со стороны. Совместные действия в возрасте до 1,5 лет возникают редко, так как дети не умеют еще согласовывать свои желания, не чувствуют состояние ровесника. После 1,5 лет начинает зарождаться детское общение. Малыш видит в сверстнике партнера по совершению кратковременных действий, основанных главным образом на подражании друг другу. Постепенно, к 3 годам, общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни. В то же время говорить об устойчивых детских контактах в этом возрасте еще рано, поскольку деятельность с предметами и общение со взрослым для ребенка более важны.В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми. У него появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека. Эмоциональная децентрация позволяет ребенку устанавливать более продолжительные и результативные контакты с другими детьми.
В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество). В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми. Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей и обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Начинают устойчиво проявляться чувства симпатии, доброжелательности, избирательные дружбы. Все это позволяет установить в группе общий эмоционально-положительный тон общения, атмосферу комфортности и раскрепощенности для каждого ребенка.
Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Все это обогащает социальное развитие старших дошкольников. Безусловно, в дошкольном возрасте детские объединения еще не могут быть коллективами высокого уровня развития. Однако этот возраст является важнейшим этапом накопления и закрепления в реальном взаимодействии норм сотрудничества, опыта гуманных отношений, сотворчества. Развивающий эффект совместной деятельности дошкольников в полной мере зависит о того, как проектируются педагогом задачи взаимодействия. Определение этих задач и позволяет сделать деятельность коллективной, привлекательной для каждого, но направленной на общий результат.
Существенное влияние на взаимоотношения дошкольников в группе детского сада оказывает стиль педагогического общения: у воспитателя с демократическим стилем общения доброжелательность детских взаимоотношении значительно выше, чем в группе воспитателя с авторитарными тенденциями, где больше конфликтов, неуверенных детей и тех, которые испытывают эмоциональное неблагополучие.
Педагог может воздействовать на отношения детей и эмоциональный микроклимат группы, оптимизируя свое общение с дошкольниками, а именно, снизить императивность требований, ярче выражать в обращениях доброжелательность ко всем детям, увеличить число позитивных оценок, поощрять не только успехи, дисциплинированность дошкольников на занятиях, но и доброжелательное отношение детей друг к другу, заботу, помощь, больше индивидуализировать общение, снять фиксированность оценок, чаще аргументировать требования к детям.