Презентация по теме: Программа профессиональных проб для подростков по направлению


Программа профессиональных проб для подростков по направлениюМБОУ «Славская СОШ»Учитель начальных классов: Цеслик Лариса ВикторовнаСлавск2015 г. Профессиональная проба — профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. В ходе профессиональных проб для учащихся:даются базовые сведения о конкретных видах; профессиональной деятельности;моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;определяется уровень их готовности к выполнению проб;обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. Цель профессиональной пробыактуализация процесса профессионального самоопределения учащихся, формирование мотивов выбора профессии того или иного профиля. Задачи профессиональной пробызнакомство подростков с профессиями и специальностями; выявление индивидуальных возможностей и способностей подростков к работе с людьми;формирование интереса, начальных знаний и дополнительного профессионального опыта, к какой – либо профессии. Методических средствамеждисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;интерактивность (работа в малых группах);обучение через опыт и сотрудничество и др. Формы реализации профессиональной пробы индивидуальная работа; групповая работа; профориентационная экскурсия;трудовое задание; серия последовательных имитационных (деловых) игр;творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.);осуществление комплекса агротехнических действий по выращиванию растений, животных, лечебно-профилактических, реабилитационных, воспитательных воздействий и др.   Особенности профессиональных проб Диагностический характер пробы, т. е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).Результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала.Процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей.Развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности. Этапы содержания профессиональной пробыНа первом (вводно-ознакомительном) этапе решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об учащихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа. Полученная информация дает возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.На втором (подготовительном) этапе накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Учащиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы.На третьем (исполнительском) этапе осуществляется комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, применяются цели, условия и ситуации проявления ПВК специалистов. Педагогические условия проведения профессиональных пробПодготовка преподавателя (учителя, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам;Ознакомление школьников с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы;Осуществление диагностического тестирования;Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности;Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения. Компоненты выполнения профессиональных пробТехнологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащимися приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности и предполагает ответы на вопросы: что? как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения.Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения нормативно одобренного способа деятельности (НОСД) средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами учащегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании профессиональной пробы. Практическое выполнение заданий профессиональной пробыОно осуществляется по схеме: задание — условие — результат.Перед учащимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который учащийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных воздействий.В ходе выполнения профессиональных проб преподаватель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. РезультатКомпетенции, формируемые у старшеклассника в рамках данной пробы:Критерии и показатели результативности пробы появление у ученика рациональных оснований для принятия решения о выборе профильного, профессионального направления, профессии.отказ от альтернативных вариантов выбора профессии (профиля, профессионального направления).понимание необходимости дополнительных образовательных ресурсов, важных для развития в выбранном профессиональном направлении и т.д.понимание своих предпочтений и ограничений в отношении профессионального будущего.приращение представлений и опыта деятельности в конкретной отрасли; совпадение с оценкой внешних респондентов (преподавателя, тьютора, родителей, одноклассников и др.); изменение мотивации школьников по их отношению к ситуации выбора профессии, к деятельности, в рамках которой выполнялась проба; принятие решения о дальнейших планах, связанных с выбором профессии.самоанализ учащихся.умеет оценивать свои предположения, пожелания и возможности в процессе выбора профессии;проявляет интерес к возможностям продолжения образования, умеет систематизировать и анализировать информацию об этом;располагает информацией о местном рынке труда;знает о связи между учебными предметами, образованием, профессиями и специальностями;знает о существовании разницы между специальностью и образом жизни;понимает концепцию изменения сферы труда и учёбы в течение всей жизни;принимая решение относительно своей карьеры, умеет видеть альтернативы.формирование реалистичной картины о себе, соотнесение своих личностных характеристик с профессионально важными качествами специалиста (интересы, способности, личные качества, оценка ценностей, навыки);формирование умения оценивать свои предположения, пожелания и возможности в процессе выбора профессии; самостоятельность; обоснованность принятого решения; аккуратность; активность и целеустремленность в достижении качественного результата; рефлексия результатов собственной деятельности; проявление общих и специальных профессионально важных качеств. Таблица 1Ожидаемые результаты реализации программы профессиональных проб Общее подведение итогов и рекомендации на будущееПрофессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения учащихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы.При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом преподаватель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает затруднения при оценке, то за помощью ему следует обратиться к психологу. Таблица 2Факторы, влияющие на выполнение профессиональных пробОбъективные факторыСубъективные факторыфизиологическиепсихологическиеСтруктура пробы. Содержание пробы. Условия выполнения пробыСостояние здоровья. Выраженность физиологических показателей ПВК.Выраженность психологических показателей ПВК. Способность к самоанализу. Способность к анализу профессии Итоги профессиональной пробы для учащегосяПо итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;технологию выполнения профессиональной пробы;правила безопасности труда, санитарии, гигиены;инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.Учащиеся должны уметь:выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями. По окончании профессиональной пробы учащиеся на итоговый зачёт должны представить следующие материалы:дневник профессиональной пробы. В нем необходимо представить содержание проделанной работы и отразить эмоциональное отношение к ней;собеседование по профессиональной пробе, ответы на вопросы. Регламент устного выступления – 3-5 минут. Приветствуется наглядное сопровождение выступления (демонстрация фото, презентации, и пр. материалов);презентация профессиональной пробы. Учащийся готовит её в произвольной форме, консультируясь при необходимости с наставником профессиональной пробы, тьютором, заместителем директора;методические материалы (профессиограмма по профессии, перечень профессионально важных качеств специалиста и д.р.) профориентационный проект;По итогам выполнения профессиональной пробы учащийся обязан сдать оформленный дневник, тьютору. ИсточникиБогатырева Е. Н. «Программа инновационной образовательной практики профессионального самоопределения учащихся «Работа в центре гигиены и эпидемиологии»;Мирицкая Е. А. «Самоопределение и развитие профессиональной одарённости обучающихся в процессе освоения профессиональных проб»;Чистяковой С.Н. «Профессиональные пробы и выбор профессии» - книга для учителя.