Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности
Развитие коммуникативной компетентности у учащихся на уроках географии на основе технологии коммуникативно-диалоговой деятельности Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им. Георг Гегель Коммуникативная компетентностьКоммуникация – процесс двухстороннего обмена информации.Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации межличностного взаимодействия.Коммуникативная компетентность- это умение вступать в общение с целью быть понятым. Причины плохой коммуникации:Стереотипы – упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуации. Нет объективного анализа и понимания.Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам.Плохие отношения между людьми.Отсутствие внимания и интереса собеседника (интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя).Пренебрежение фактами (вывод делается голословно).Ошибки в построении высказывания (неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность и нелогичность).Неверный выбор стратегии и тактики общения. Составляющиекоммуникации: 7% -слова 40% - звуки и интонации 53% - неречевое взаимодействие Анкета, выявляющая речевые умения и трудности, связанные с речевыми высказываниями Коммуникативные умения Скорее легко% Скорее тяжело% Сделать это мне… Говорить перед классомИзлагать материал последовательно и не потерять нить рассужденийСделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых словОтвечать у доскиРассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания Увлечь одноклассников своим ответомУчитывать мнение одноклассников в ходе дискуссииНе обращаться к учителю за разъяснением и уточнениемВнимательно и заинтересовано слушать своих одноклассниковПри ответе смотреть на одноклассников, а не на учителяВо время дискуссии терпеливо ждать возможности ответитьСчитаться с мнением другихСообща работать в группеВнимательно слушать длинное выступление, даже если оно не очень важноеВести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе 69
36
87
62
42
24
80
73
71
69
47
78
49
36
56 31
64
13
38
58
76
20
27
29
31
53
22
51
64
44 Технология коммуникативно-диалоговой деятельности в процессе обучения географии Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты.Данная технология способствует развитию коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетентность ученика формируется:через обучение содержанию предмета;через развитие прикладных исследовательских умений;через развитие социально-коммуникативных умений;через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.Учебная коммуникация может развиваться посредством разнообразных аспектов ученической деятельности, таких как прикладной и исследовательский аспекты, социально-коммуникативный и личностно-ориентированный. Прикладной аспект учебной коммуникации Исследовательский аспект учебной коммуникации Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации Понимание учебного материала. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связейОценка изучаемого материала и т. д. Умение не только отвечать на вопросы по предмету, но и ставить его. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.Умение представлять и презентировать изучаемый материал.Умение работать со справочной и дополнительной литературой и т. д. Развитие умений слушать.Развитие умений участвовать в беседе.Развитие умений дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.Развитие умений интеграции и кооперации и т. д. Формирование навыков общения.Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы.Формирование учебной мотивации.Целеполагание и определение пути к собственным достижениям и т. д. Типы и формы уроков с применением технологии коммуникативно-диалоговой деятельности Тип урока: изучение нового материала и первичное закреплениеурок-лекция; урок-путешествие; урок-исследование;урок-инсценировка.Тип урока: комбинированный урок Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. Тип урока: комплексное применение знаний и умений ролевые и деловые игры; практикумы; уроки защиты проектов и т. д.Тип урока: повторение, систематизация и обобщение знаний и умений повторительно-обобщающий урок; диспут; игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок (урок-суд); заключительная конференция и т. д.Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений урок-зачет; викторина; конкурсы; смотр знаний и т. д. Примерное тематическое и поурочное планирование курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» Учебник: В.П.Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России. 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю) Фрагмент конспекта урока по теме «Москва – административный, культурный и научный центр России» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии коммуникативно-диалоговой деятельности.Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.Цели по содержанию: а) образовательная – способствовать формированию представления о Москве – как многофункциональном городе-миллионере и о Московской агломерации.б) развивающая – продолжить развитие умений: конструировать вопросы репродуктивного, конструктивного и творческого характера; готовить сообщение по тексту учебной статьи, внимательно слушать своих одноклассников.в) воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за свою страну; показать значение Москвы – столицы России. Методы: репродуктивный, частично- поисковый. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая. Средства обучения: 1) тексты учебных статей для разных групп учащихся: «История Москвы», «Кремль», «Планировка Москвы и ее границы»; 2) Атлас «География России 9 кл.»; 3) рабочая тетрадь ученика; 4) презентация видов Москвы; 5) задания для групп учащихся; 6) памятка по составлению вопросов. Ход урока1. ОргмоментУчитель приветствует класс, определяет готовность рабочего места учащихся, делит класс на группы по 4 - 5 человек.2. Целеполагание и мотивация- Сегодня мы подробнее познакомимся с нашей столицей, древним и одновременно молодым городом – Москвой. Давайте познакомимся с планом урока.План урока: Почему Москва стала столицей государства?Достопримечательности Москвы – Кремль;Планировка Москвы и ее границы.3. Изучение нового материала и первичное закрепление- Основное содержание урока мы найдем в текстах о Москве, которые лежат на ваших столах. Но при этом каждая группа должна выполнить задания по данным текстам. Задания напечатаны для каждой группы. Задания для групп учащихся: Познакомьтесь с текстом статьи;В течении 5 мин один из учеников готовит сообщение по данному тексту (при ответе текст можно использовать), постарайтесь рассказать так, чтобы оно запомнилось вашим одноклассникам;Остальные участники группы в это время составляют не менее 3 вопросов каждый, разного уровня сложности; Обсудите вопросы в группе и выберите 3 самых лучших, задайте их классу по окончании выступления вашего одноклассника;В конце занятия сдайте свои вопросы на проверку учителю.Школьники работают с заданиями в течении 5 мин. Заслушиваются сообщения от каждой группы. Во время выступления учитель показывает на ПК или DVD проигрывателе фотографии с видами Москвы.Участники групп задают лучшие вопросы одноклассникам.4. Первичное закрепление- Какова планировка Москвы? (радиально-кольцевая)- Почему Москва стала центром русского государства?- Год основания Москвы… (1147 г.)- Назовите объект Всемирного культурного наследия, расположенный в Москве. (Кремль) Что может и должен сделать учитель? Во-первых, сам владеть словом, ведь первое средство наглядности на его уроках - его речь.Во-вторых, на каждом уроке создавать атмосферу общения, в которой и будут гармонизироваться монолог и диалог.В-третьих, учитель должен уметь организовать интерактивное общение. В-четвертых, учитель должен чувствовать речевые «подводные камни», знать речевые проблемы каждого ребенка и уметь их преодолевать. В-пятых, любой педагог должен систематически и оперативно проверять знания ребят, своевременно видеть недочеты каждого и постараться предупредить разного рода ошибки. В-шестых, каждый учитель должен стараться пробудить интерес к учебе, любовь к предмету, должен знать, как создать творческую атмосферу на уроке. В-седьмых, любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых методов и форм обучения. Этапы формирования школьной коммуникации 1 этап Учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:Готовность учащихся участвовать в урочном общении;Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;Комментировать вопросы и ответы;Делать сообщенияРассказывать логично и последовательно. 2 этапУчащиеся применяют на уроках следующие умения:Простота и четкость речевого высказывания;Отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;Умение использовать риторические вопросы;Умение вступать в контакт с партнером и собеседником;Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания. 3 этапОтрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:Умение вести беседу в паре , в группе;Умение поддерживать беседу;Умение вести конструктивный диалог, дебаты;Умение построить дискуссию и вести ее;Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.Каждый этап соответствует возрастному периоду учащихся. Так 1 этап формируется на уроках географии в 6 и 7 классах. Умения следующего этапа формируются на уроках в 8-9 классах. 3 этап применим к учащимся 10-11 классов. Но только при условии, что учащиеся овладели умениями предыдущих этапов. *** Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения и здоровья детей.Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне современных передовых технологий. МОУСОШ №4 п. ПесковкаЧувашева Светлана СергеевнаУчитель географии2009 г.