Анализ современных дидактических концепций
Анализ современных дидактических концепций Подготовил:студент 2 курсаисторического факультетаШаулов Виталий Дидактическая концепция Дидактическая концепция это внутренняя целостность структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Дидактическая концепция В основе определенной дидактической концепции лежит понимание сущности процесса обучения. Для оценки дидактической концепции выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с определенной теорией или концепцией. Дидактическая концепция В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения. Виды концепций В дидактике можно выделить три сложившихся концепции:1)традиционную, 2)педоцентрическую 3)современную. Традиционная концепция(система) Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Каменский, И. Песталоцци, И. Гербарт. Структура обучения традиционно состоит из четырех ступеней: изложение, понимание, обобщение, применение. Традиционная концепция(система) К началу XX века эта система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка и от жизни, за то, что такая система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы. Педоцентрическая концепция(система) Главная роль отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система американского педагога Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Педоцентрическая концепция(система) Название «педоцентрическая» концепция носит потому, что Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни». Современная концепция (система) Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение, гуманистическая психология, педагогическая технология, педагогика сотрудничества. Современная концепция (система) В качестве приоритетов в современной школе выступают не программы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, в ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. В этом и заключается суть личностно-ориентированного обучения. Особенности современной дидактической концепции Современная дидактическая концепция характеризуется следующими особенностями:в ее основе лежит системный подход к пониманию процесса обучения;ее сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся;она изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения. Современные дидактические принципы высшей школы Развивающее и воспитывающее обучениеНаучность и доступность.Сознательность и творческая активность студентов.Наглядность и развитие теоретического мышления.Системность и систематичность обучения.Переход от обучения к самообразованию. Современные дидактические принципы высшей школы Связь обучения с практикой профессиональной деятельности.Коллективный характер обучения.Гуманизация и гуманитаризация обучения.Компьютеризация обучения.Интегративность обучения, учет межпредметных связей.Инновативность обучения. Современные закономерности обучения: Дидактические – результаты прямо пропорциональны продолжительности обучения и находятся в прямой зависимости от осознания целей обучения; продуктивность усвоения обратно пропорциональна количеству материала и сложности; Психологические – продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу, учебным возможностям, количеству тренировок, упражнений, интенсивности тренировки; результативность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений; количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения, процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объему Современные закономерности обучения Гносеологические – продуктивность прямо пропорциональна объему учебной деятельности, практическому применению, умению учиться; умственное развитие прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, опыта; результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в связи с ранее осознанным и от регулярности и систематического выполнения домашних заданий; Современные закономерности обучения Кибернетические – эффективность обратно пропорциональна частоте; качество знаний зависит от эффективности контроля; качество обучения прямо пропорционально качеству управления процессом обучения; эффективность управления прямо пропорциональна количеству и качеству управляющей информации; Современные закономерности обучения Социологические – развитие индивида обусловлено развитием других индивидов, с которыми он находится в общении; продуктивность обучения зависит от интенсивности познавательных контактов; эффективность образования зависит от уровня интеллектуальной среды, интенсивности взаимообучения, она повышается в условиях познавательной направленности, вызванной соревнованиями; Современные закономерности обучения Организационные – эффективность зависит от организации учебного процесса, потребности учиться, формирования познавательных интересов; результаты обратно пропорциональны отношению учащегося к учебной трудоспособности учащегося и учителя. Заключение Основное противоречие современной дидактической концепции– это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала – всесторонне развитой личности, и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.