Презентация на тему Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании детей
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ МОУ «СОШ№2» г.ТЫРНЫАУЗАФевраль 2012 год Заместитель директора по УВР Геккиева Ж.Х-О
«Использование СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В обучении и воспитании детей»
Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающий подход Компетентностно – ориентированное обучение, Информационно -коммкуникативные технологии, Игровые технологии, Педагогика сотрудничества, Развивающее обучение
Здоровьесберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому необходимо укреплять психическое здоровье учащихся, используя: Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детейАутогенную тренировку (самовнушение) Занимательный аутотренинг Упражнение на снятие нервного напряжения у детейУпражнения на развитие эмоциональной сферы
Наша задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс, поэтому необходимо использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный
информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности; игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.
Проблемное обучение необходимо использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создавать проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Пример. Урок русского языка. На доске написано слово «змеелов». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 4 прибавь 6 и помножь на 2; 2) к 4 прибавь 6, помноженное на 2. У него получились вот такие записи: 4+6*2=20, 4+6*2=16. Найди ошибку в записях. Верный вариант: (4+6)*2=20, 4+6*2=16Проблемное обучение
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КТДКоллективно- творческая деятельностьВоспитательная технология, основанная на проведении и подготовке любого мероприятия по принципам:Коллективности (все решения принимаются и осуществляются совместно)Активного личностного участия (каждый имеет попробовать себя в каждом деле)Творческого подходаОсновная воспитательная задача – развитие личностных качеств.
Коллективное целеполаганиеКоллективное планированиеКоллективная подготовкаПроведение делаКоллективный анализ по итогам (рефлексия)коррекцияСтруктура КТД
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭТАПКТД по модели Иванова И.П.КТД личностно-ориентированноеКоллективное целеполаганиеРеализация общественно-значимых задач при выборе делаДело как реализация задач личностного развития Коллективное планированиеАкцент на групповое авторство идейАкцент наиндивидуальное авторство идей, умение представлять их в группеКоллективная подготовкаАкцент на групповой работеАкцент на принятие решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждогоКоллективное проведение делаТолько командное участиеСогласованность индивидуальной деятельности с групповойКоллективный анализ по итогамОценка группового участия в организации делаОценка личностного участия, оценка своего потенциалаСравнительная таблица: « КТД классическое и КТД личностно-ориентированное
Определение цели. Мобилизация ресурсов.Представление советом основной идеи дела. Коллективное обсуждение.Разработка плана с указанием конкретных исполнителей и сроков.Контроль за выполнением плана(руководитель совета дела).Проведение дела.Анализ КТД(сбор, анкетирование, стенгазеты, линейки и т.д.). Внесение изменений в чередующиеся творческие задания. Планирование нового КТД. Механизм разработки коллективного творческого дела
метод, позволяющий при минимальных затратах времени найти множество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Разработан А. Осборном в 1953 г.Правила проведения:Существует запрет на критику идей;Идеи оцениваются после штурма,В первую очередь приветствуются идеи оригинальные, высказанные экспромтом;Предпочтения отдаются комбинированным и усовершенствованным идеям;Высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому из участниковМетод «Мозгового штурма»( «мозговой атаки», коллективной генерации идей)
Спортивные КТДПознавательные КТДОбщественные КТДЭстетически-развлекательные КТДФормы КТД
Последовательность :Первым дает анализ и оценку дела участник КТД.Затем – участники группы.Завершают анализ педагоги.Механизм анализа КТДПримерные вопросы анализа: Что хорошего удалось? Как это меня лично продвинуло? Что получила творческая группа? Каковы основные результаты? Что мне следует изменить? Пожелания всем. Что делать дальше?
Единство жизненно-практической и воспитательной направленности.Творческий характер каждого дела: поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации.Единство отдельных стадий организации каждого дела: стадии предварительной работы, коллективного планирования, подготовки, проведения, подведенияОсновные условия воспитательной результативности КТД
Портфолио В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
Учебная деятельность включает в себя: результаты обучения ученика по четвертям и за год; отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах сочинений и т.п. самооценку школьника своей учебной деятельности. 1 часть
Участие в делах класса и школы включает в себя: результаты творческой деятельности учащихся в разных областях; отметку о посещении факультативов, кружков, секций; спортивные достижения учащихся; оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе. Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п. 2 часть
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаВарианты использования образовательных технологийМетоды и приёмыАктуализация знанийИгровые технологии- Создание игровой ситуацииПедагогика сотрудничества-Совместная деятельность- Эвристическая беседаЗдоровьесберегающий подход-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)- Психогимнастика-Алгоритмическая разминкаСочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаВарианты использования образовательных технологийМетоды и приёмыПедагогика сотрудничества- Работа в группах, парах - Эвристическая беседаИнформационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)Сообщение темы и целей урокаПроблемное обучение Создание проблемной ситуации
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаВарианты использования образовательных технологийМетоды и приёмыРабота по теме урокаИндивидуальный и дифференцированный подходИндивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)Гуманно-личностная технология- создание ситуации успеха Компетентностно-ориентированное обучениеИсследовательская работа в группах. парахИнформационно-коммуникативные технологии- знакомство с новым материалом на ПК- разноуровневые задания на ПКРазвивающее обучениеЗадания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщенияИгровые технологииИгровая ситуация Проблемное обучениеСоздание проблемной ситуации
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаВарианты использования образовательных технологийМетоды и приёмыФизкультминутка Здоровьесберегающий подходГимнастика для тела, слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксациюИндивидуальная (самостоятельная) работа)Индивидуальный и дифференцированный подход-разноуровневые заданияИнформационно-коммуникативные технологии-Тестирование на ПК-разноуровневые задания на ПКПодведение итогов урока.Педагогика сотрудничества - коллективный вывод - подведение итогов в паре (сравнение)Гуманно-личностная технология- создание ситуации успехаРефлексияГуманно-личностная технология- создание ситуации успехаЗдоровьесберегающий подходТренинг «Я смог…что не получилось?»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Методы.Формы урока.Проблемный метод Индивидуальный и дифференцированный подход в обученииРабота в группах, парах Работа с портфолиоУрок - дискуссияУрок - играУрок - КВНУрок - беседаУрок - экскурсияИнтегрированный урокУрок – концертУрок – спектакльУрок - размышлениеФормы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии.
В работе учителей чаще вызывают затруднения такие педагогические технологии: уровневой дифференциации, личностно-ориентированного обучения, модульного обучения,технология проектов, групповые технологии, научно-исследовательские, информационные технологииЗатруднения могут быть определены низкой осведомленностью учителей о существовании указанных технологий и их сущности. Кроме того, такие затруднения могут быть вызваны низким техническим обеспечением для проведения определенных технологий.Выводы
Процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооружённая знаниями, опасна для общества. На основе представленных на педсовете материалов можно утверждать, что эффективность педагогического труда неразрывно связана с работой по созданию новой образовательной среды, основными принципами которой становятся субъект – субъектные отношения педагога и учащихся в учебном процессе.
Результатом использования современных образовательных технологий является:- Стабильно высокое качество знаний по предметам (70-75%), - 100%-ный уровень обученности учащихся в классе. - Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся должны показывать преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными. - Учащиеся систематически должны участвовать на конкурсах, предметных олимпиадах и занимать призовые места.
С целью успешного продолжения работы педсовет выносит решение:Применять современные образовательные технологии в обучении и воспитании детей:Здоровьесберегающий подход (Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей , Аутогенную тренировку (самовнушение), Занимательный аутотренинг, Упражнение на снятие нервного напряжения у детей, Упражнения на развитие эмоциональной сферы). Компетентностно – ориентированное обучение, Информационно -коммуникативные технологии, Игровые технологии, Педагогика сотрудничества, Развивающее обучение В деятельности использовать разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Для выявления индивидуальных способностей применять методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживать знания, умения, навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми проводить рефлексию, учить оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.