Презентация по статистике Виды и методы анализа рядов динамики


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВООСКОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Холмовая Ирина ПавловнаДисциплина: СТАТИСТИКАТема: «ВИДЫ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЯДОВ ДИНАМИКИ»Специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Методическая модель учебного занятия по дисциплине «Статистика» на тему: «Виды и методы анализа рядов динамики» подготовлена преподавателем ОГАПОУ «Новооскольский колледж» Холмовой И.П.В работе представлена методика проведения занятия с использованием мультимедийных и других технических средств обучения. Элементы занятия, в которых используются технические средства обученияПроверка знаний-тестовый опрос на ПК (тестовая система АИСТ) Первичное закрепление материала – решение задачи (исчисление показателей динамики при помощи электронных таблиц)Изложение нового материала –показ слайдовпри помощи мультимедиа проектора Вид урока, тип урока: комбинированныйВид деятельности: активное включение обучающихся в образовательный процесс.Цель: создать содержательные и организационные условия, способствующие формированию общих и профессиональных компетенций.Обучающий компонент: ознакомление студентов с понятием, видами рядов динамики, показателями изменения уровней рядов динамики; создание у обучающихся прочной ориентировочной основы при анализе рядов динамики; создание положительной мотивации для дальнейшего обучения.Развивающий компонент: развитие мышления, необходимого для полноценного функционирования в современном обществе, памяти, познавательной активности; коммуникативных навыков; развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету; развитие навыков сравнительного и логического мышления; формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях.Воспитывающий компонент: формирование у студентов основ научного мировоззрения, убеждений, высоких нравственных качеств, готовности к социальному общению; воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине; формирование самостоятельности и навыков самоконтроля. Тема: Виды и методы анализа рядов динамики ПЛАН1. Понятие и виды рядов динамики2. Определение среднего уровня в рядах динамики3. Показатели изменения уровней рядов динамики Вопрос 1. Понятие и виды рядов динамикиРяд динамики (или динамический ряд) представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени. В каждом ряду динамики имеются два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) у.Уровни ряда (У) — это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд.Время (t) — это моменты или периоды, к которым относятся уровни. ВИДЫ РЯДОВ ДИНАМИКИПо времени, отраженному в динамических рядах По форме представления уровней По расстоянию между уровнями моментные интервальные абсолютнымивеличинами средними величинами относительными величинами с равностоящими уровнями по времени неравностоящимиуровнями по времени Правила построения рядов динамики Периодизация развития Статистические данные должны быть сопоставимы Величины временных интервалов должны соответствовать интенсивности изучаемых процессов. Числовые уровни динамики должны быть упорядочены во времени. Вопрос 2. Определение среднего уровня в рядах динамикиДля интервальных рядов динамики из абсолютных уровней средний уровень за период времени определяется по формуле средней арифметической:при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая: при неравных интервалах применяется средняя арифметическая взвешенная: Средний уровень моментного ряда динамики определяется по формуле средней хронологической : По цепным данным об абсолютных приростах за ряд лет можно рассчитать средний абсолютный прирост как среднюю арифметическую простую: абсолютный прирост,темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента приростаВопрос 3. Показатели изменения уровней рядов динамики Показатели анализа ряда динамики Абсолютный прирост (базисный)Δy = yi – y0 где уi – уровень сравниваемого периода;у0 – уровень базисного периода. где уi-1 – уровень предшествующего периода;уi – уровень сравниваемого периодаАбсолютный прирост (цепной)Δy = yi – yi-1 Коэффициент роста (базисный)Коэффициент роста (цепной) Темп роста (базисный) Темп роста (цепной) Темп прироста Абсолютное значение одного процента прироста средний коэффициент роста для равностоящих рядов динамики (по «базисному способу»):Средние темпы прироста (сокращения) ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛАВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ1. Темп роста вычисляется как:а) произведение уровней ряда; б) сумма уровней ряда;в) отношение уровней ряда; г) разность уровней ряда.2. Средний темп роста рассчитывается по формуле:а) средней арифметической; б) средней гармонической; в) средней геометрической.3. Ряд динамики характеризует:а) изменение характеристики совокупности в пространстве;б) изменение характеристики во времени;в) структуру совокупности по какому-либо признаку.4. Цепной темп роста определяют как:а) отношение каждого последующего уровня к предыдущему;б) отношение каждого последующего уровня к уровню, принятому за базу сравнения;в) по формуле средней геометрической.5. Базисный абсолютный прирост равен:а) сумме цепных абсолютных приростов;б) произведению цепных абсолютных приростов;в) сумме цепных темпов роста;г) произведению цепных темпов роста. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ1. Темп роста вычисляется как:а) произведение уровней ряда; б) сумма уровней ряда;в) отношение уровней ряда; г) разность уровней ряда.2. Средний темп роста рассчитывается по формуле:а) средней арифметической; б) средней гармонической; в) средней геометрической.3. Ряд динамики характеризует:а) изменение характеристики совокупности в пространстве;б) изменение характеристики во времени;в) структуру совокупности по какому-либо признаку.4. Цепной темп роста определяют как:а) отношение каждого последующего уровня к предыдущему;б) отношение каждого последующего уровня к уровню, принятому за базу сравнения;в) по формуле средней геометрической.5. Базисный абсолютный прирост равен:а) сумме цепных абсолютных приростов;б) произведению цепных абсолютных приростов;в) сумме цепных темпов роста;г) произведению цепных темпов роста. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛАИспользуя электронные таблицы исчислите на ПК по исходным данным:абсолютный прирост урожайности зерновых;темпы роста и темпы прироста урожайности зерновых культур;абсолютное значение одного процента прироста.Сделайте вывод по исчисленным показателямНаименование показателя1 год2 год3 год4 год5 год1.Урожайность зерновых, ц/га19,721,620,923,422,72. Абсолютный прирост, ц базисный3. Абсолютный прирост, ц, цепной4. Темп роста,% базисный5. Темп роста,% цепной6. Темп прироста,% базисный7. Темп прироста,% цепной8. Абсолютное значение 1% прироста Наименование показателя1 год2 год3 год4 год5 год1.Урожайность зерновых, ц/га19,721,620,923,422,72. Абсолютный прирост, ц базисный -1,91,23,73,03. Абсолютный прирост, ц, цепной -1,9-0,72,5-0,74. Темп роста,% базисный -109,6106,1118,8115,25. Темп роста,% цепной -109,696,8112,097,06. Темп прироста,% базисный -9,66,118,815,27. Темп прироста,% цепной -9,6-3,212,0-3,08. Абсолютное значение 1% прироста -0,1970,2160,2090,234Проверьте правильность вычислений По исходным данным постройте столбиковую диаграмму и проанализируйте полученное графическое изображение.По оси Х отобразите периоды времени, по оси У – значения уровней динамического ряда Проверьте правильность построения диаграммы ЗАДАНИЕ НА ДОМ:Выучить основные понятия, определения и формулы2. Решить задачуИсчислите по исходным данным:абсолютный прирост производства продукции;темпы роста и темпы прироста производства продукции;абсолютное значение одного процента прироста;средние темпы роста и прироста.Сделайте вывод по исчисленным показателям3. Выполнить задание в тетради для самостоятельной работыНаименование показателя1 год2 год3 год4 год5 год1.Производство продукции, т3973844103994162. Абсолютный прирост, ц базисный3. Абсолютный прирост, ц, цепной4. Темп роста,% базисный5. Темп роста,% цепной6. Темп прироста,% базисный7. Темп прироста,% цепной8. Абсолютное значение 1% прироста СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!