ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.
Технология проектной деятельности ПредседательШМО начальных классовПлаксина Ирина МихайловнаЯУВК № 15 Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:ориентацию на результаты образования, цель которого - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мирапризнание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ» каким образом можно получить новый результат? В соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ: Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии К числу современных образовательных технологий относятся: Исследовательские методы обучения Технология «дебаты» Развивающее обучение Технология развития «критического мышления» Игровые технологии Обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа) Информационно- коммуникативные Проблемное обучение Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) Проектная технология Коллективная система обучения (КСО) Здоровьесберегающие технологии Технология модульного и блочно-модульного обучения Лекционно - семинарско- зачетная система Разноуровневое обучение Система инновационной оценки «портфолио» Технология развития критического мышления Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Такие цели преследует проектная технология.Метод проектов – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании» Позволяет ученикам: приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисковпользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач моделировать собственную деятельностьобозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезыделать выводы и заключения, добиваться определенного результата исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника) Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе. Этапы работы методом проектов 1Погружениев проект Проблема проекта«Почему?»(это важно для меня лично) Цель проекта«Зачем?» (мы делаем проект) Мероприятия,методы, способы«Как?» (мы это можем делать) Результат«Что получиться?» (как решится проблема) 3осуществление деятельности 2организация деятельности Организация рабочих групп Планирование возможной формы презентации результатов Планирование деятельности по решению задач проекта Распределение заданий в группах Поиск информации 4презентацияпроекта Исследование наблюдения эксперимент Изучение и анализ информации создание инициативных групп;формулирование цели проекта;постановка конкретных задач проектирования;планирование предстоящей деятельности;распределение задания для каждой группы;выбор источников информации;определение способа представления результата;установление процедуры и критериев оценки результатов. Подготовка к работе над проектом включает: 1 этап – погружение в проект Деятельность учителя Деятельность учащихся Формулирует: Осуществляет: проблему проекта личностное присвоение проблемы сюжетную ситуацию вживание в ситуацию цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач Этапы работы методом проектов 2 этап – организация деятельности Организует деятельность – предлагает: Осуществляют: организовать группы разбивку на группы распределить задания в группах распределение ролей в группе спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов 3 этап – осуществление деятельности Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно: консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов 4 этап - презентация Подводит итоги обучения: Демонстрируют: обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. умение планировать и осуществлять работу акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. найденный способ решения проблемы рефлексию деятельности и результата дают взаимооценку деятельности и ее результативности 1Погружениев проект метод проектирования«Зеркало прогрессивных преобразований» Определить тему, проблему Поставить цель Конкретизировать задачи Спланировать мероприятия Прогнозировать результат МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ «Зеркало прогрессивных преобразований»Постановка проблемы: …………………….Причины: ………………… (формулировка начинается с «не…», «нет…») Ситуация «минус» (нерешенная проблема)______________________________________________________________Ситуация «плюс» (решение проблемы)Цель проекта:………………………….Задачи: Мероприятия: Результат / продукт…………………………Критерии результативности:…………………..Анализ ресурсов: ……………………………. 1. Постановка проблемы. Здесь кратко формулируется сама суть проблемы. Итак, нужно задать себе вопрос: «Что меня волнует в моей профессиональной деятельности?» Ответ: «Низкая мотивация учащихся на внеурочной деятельности» , или подобрать другие формулировки, но сути они не меняют. Главное - чтобы проблема была обозначена четко, по возможности коротко и ясно.Проблема: Недостаточная готовность педагогов к применению современных образовательных технологий 2. Причины: (формулировки с «не» и «нет») СИТУАЦИЯ МИНУСпедагог не знает, как заинтересовать учениковпедагог не владеет необходимыми методиками педагог не умеет обучать через проблемную ситуациюнет практики работы во внеурочной деятельностинет необходимой материально-технической базы (оргтехника, спортивный инвентарь)нет времени для качественной подготовки и изучения инновационных методик из-за большого количества всевозможных отчетов. СИТУАЦИЯ ПЛЮС3. Цель: ОБЕСПЕЧИТЬ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.Цель - это то, что отражается, как в зеркале, от проблемы. Есть даже такое выражение: «цель – это зеркальное отражение проблемы». Если проблема - это была ситуация со знаком «минус», то в зеркале отражается все наоборот: ситуация меняется на «плюс», и проблема отражается как цель. Наша проблема была «Ученики не хотят учиться» - значит, нашей целью будет «Сделать так, чтобы ученики захотели учиться». 4. ЗадачиЗадачи «отражаются» от причин, другими словами задачи – зеркальное отображение причин. Сколько было причин - столько же должно быть поставлено задач, от каждой причины (ситуации - минус) отражается своя задача (ситуация-плюс). педагог не знает, как заинтересовать учеников; + Задача: узнать, как заинтересовать учеников;педагог не владеет необходимыми методиками; + Задача: овладеть методиками; педагог не умеет обучать через проблемную ситуацию; + Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения ; нет практики работы во внеурочной деятельности + Задача: познакомится с опытом работы учителей на внеурочной деятельности.нет необходимой материально-технической базы (оргтехника, спортивный инвентарь) + Задача: обеспечить необходимую материальную базу.нет времени для качественной подготовки и изучения инновационных методик из-за большого количества всевозможных отчетов. + Задача : найти время для ознакомления и изучения современных образовательных технологий. 5. Мероприятия. Мероприятия логически вытекают из задач. Каждая задача должна решаться в несколько этапов, решение может состоять из нескольких шагов. Эти шаги и есть мероприятия, то есть вполне конкретные действия, которые необходимо предпринять для решения задачи. При этом необходимо ответить на вопрос: сколько нужно мероприятий для решения каждой из названных. 1.Задача: узнать, как заинтересовать учеников;1.1. Узнать в Интернете, какие есть способы работы с мотивацией.Поручить это Пономаренко Е.Е., взять у нее ссылки, тексты статей и все остальное, что она найдет, в конце месяца. 1.2 . Посетить семинар в соседней школе и поделится опытом с учителями МО (ответственная Плаксина И.М.)1.3 Подготовить сообщение ,, Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности" и обсудить его на МО начальных классов. (Ответственная Алтунина В.В.). 2 Задача: овладеть такими методиками работы с учащимися, чтобы им было интересно на занятиях по внеурочной деятельности.2.1 Организовать на МО круглый стол по обмену опытом использования различных методик.2.2 Пройти курсы повышения квалификации , познакомится и изучить предлагаемые инновационные методики. Поделиться опытом с коллегами.(Плаксина И.М, и Литвин Т.В.) 3 Задача: научиться работать в контексте проблемного обучения, как это выделено в концептуальных положениях ФГОС.3.1 Прочитать статьи об обучении через проблемную ситуацию в журналах.Попросить библиотекаря подобрать несколько журналов с небольшими статьями по этой проблеме. Короткие статьи читаются легко, поэтому на ближайшем педсовете я попрошу коллег взять по одному журналу и почитать дома. Обменяемся нашими мнениями по мере прочтения. (Тарасова Л.В.)3.2 Подобрать несколько презентаций по проблемному обучению , посмотреть и. обсудить их на МО. (Сеина Л.А.) 4 задача: познакомиться с опытом работы учителей на внеурочной деятельности.4.1 Обменяться программами внеурочной деятельности. (Все учителя)4.2 Подобрать разработки занятий по различным направлениям внеурочной деятельности, обсудить их.(Все учителя) 5 Задача: обеспечить необходимую материальную базу.5.1. Провести беседу с администрацией школы и родительским комитетами классов об оказании помощи в обеспечении классов необходимым оборудованием. (Ленченко Е.П. и все учителя) 6 задача: найти время для ознакомления и изучения современных образовательных технологий.6.1 Распределить между учителями и изучить каждому конкретную образовательную технологию.(отв. Бузуева Н.В.)6.2 Провести заседание МО в форме обмена опытом и обсуждения эффективности различных образовательных технологий. (Плаксина И.) 6. РесурсРесурс – это то, чем мы обладаем для решения нашей проблемы, то, на что мы можем рассчитывать. В данном случае : - Интернет (информация о способах работы с мотивацией);- возможность посетить открытое мероприятие в соседней школе;- литература об инновационных методах обучения;- статьи, презентации об обучении через проблемную ситуацию в журналах;- курсы повышения квалификации;- программы внеурочной деятельности;- разработки занятий. Внутренние ресурсы:- Самый мощный ресурс - желание педагога заниматься данной проблемой, интерес к данному вопросу. - Время - тоже важный ресурс, о котором не стоит забывать.- Связи – еще один ресурс. Деловые и неформальные контакты с людьми, которые могут помочь в решении задач. 7. Продукт.Продуктом можно считать то, что мы получим в результате решения проблемы. Для этого нужно задать себе вопрос: что нового появится в нашей профессиональной практике (или в жизни в целом), когда эта проблема решится? Продукт обычно формулируется с помощью существительного и отвечает на вопрос (кто? что?)В нашем случае продуктом будет - заинтересованный ученик (точнее ученики). - учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий; - комплект инновационных методик, - дидактические материалы и пособия,- мультимедийные средства. 8. Критерии эффективностиЧтобы заполнить этот пункт, нужно задать себе вопрос: «Что следует считать хорошим результатом?» или «Как я узнаю, что мой продукт - хороший, что он удовлетворяет меня?»В нашем проекте, где продуктом будет заинтересованный ученик, критериями эффективности можно назвать желание учеников заниматься в кружках, о котором мы узнаем с помощью следующих показателей (критериев) 1.Увеличение количества педагогов, использующих современные образовательные технологии. 2.Активность учащихся на занятиях: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждениях 9. Степень разработанности проблемыЗаполнение этого пункта нужно для того, чтобы знать, на чей опыт можно опираться.В нашем проекте это методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов: Т.В. Светенко, И.В. Галковской и Е.Н. Яковлевой [1]. и концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. - М., 2005.Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. - М., 2005.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. - М., 2006. http://www.klass39.ru/issledovatelskaya-rabota-v-nachalnoj-shkole/