Презентация по русской литературе: «Сказка- ложь, да в ней намек…»
А.С. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин! Это имя сопровождает нас всю жизньМы впервые слышим его в раннемдетстве и, ещё не умея читать, повторяем со слов бабушки и мамы:«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»В школьные годы окунаемся в мирпушкинских сказок . Именно они дают возможность почувствовать вкус и запах родного языка :«Там русский дух. Там Русью пахнет!». Ах! умолчу ль о мамушке моей,О прелести таинственных ночей, Когда в чепце , в старинном одеянье,Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меняИ шепотом рассказывать мне станетО мертвецах, о подвигах Бовы…От ужаса не шелохнусь, бывало,Едва дыша, прижмусь под одеяло,Не чувствуя ни ног, ни головы.А.С. Пушкин . «Сон». 1816 г. Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Н. Языков в своих воспоминаниях отмечал ее подвижность, несмотря на полноту. « Она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица»,-писал поэт .Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой :"старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца...«Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила. ЯКОВЛЕВА Арина Родионовна (1758-1828) От отрочества до самой могилы этот блистательный прославлен-ный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедовать нежную привязанность не к матери, а к няне... Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника – это няня, это простая деревенская баба! Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память! . С.Т. Аксаков. Об удивительных отношениях Арины Родионовны и поэта сохранился рассказ кучера Петра Парфенова: «Как только Пушкин вставал, бежал к няне и спрашивал: “Здорова ли, мама?”. Он все ее “мамой” называл. А она ему, бывало, эдак нараспев: “Батюшко, за что же ты меня все мамой зовешь? Какая я тебе мать?”. И уж чуть старуха занеможет там, что ли, он уж все за ней».Долгие зимние вечера Пушкин коротал с няней. «Она единственная моя подруга-и с нею только мне не скучно», -писал он приятелю.Снова, как в детстве , он слушал нянины сказки. Теперь он записывал их, стараясь сохранить не только сюжеты, но и прелесть народной речи. Так он записал сказку про царя, которй выбрал себе в жены девушку, обещавшую родить ему 33 сына: «…царица, благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34-й уродился чудом- ножки по колено серебрянные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц». Позднее этот сюжет будет обработан Пушкиным в «Сказке о царе Салтане». Домик Арины Родионовны в Михайловском. Нравственные уроки сказок А.С. Пушкина А.С. Пушкин на последнем этапе своей жизни создает шесть сказок, из которых завершает пять: «Сказка о попе и работнике его Балде» -1830 год«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» - 1831 год«Сказка о рыбаке и рыбке»- 1833 год«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»-1833 год«Сказка о золотом петушке»-1934 год
Первый урок Пушкина- «милость к падшим». Падший человек для него не безнадежен: он может подняться. Второй урок Пушкина- люби тех, кто рядом с тобой; верь в человека, будь милосерднее. …Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где мне найти такого Служителя не слишком дорогого? Следующий урок Пушкина - не гоняйся за «дешевизной»(осуждение жадности и скупости );не надейся на «русский авось» , который часто является причиной несчастий. Нравственность – исключительный, а потому и отличительный признак человеческого в человеке, с точки зрения Пушкина. Четвертый урок Пушкина- всегда держи слово, данное тобой, действуй в соответствии с народной мудростью: уговор дороже денег. В этой сказке Александр Сергеевич размышляет о борьбе о любви и верности;о красоте внешней и внутренней;говорит о том, что добро нужно защищать. А.С.Пушкин осуждает жестокость и властолюбие, учит быть бескорыстными. Многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам. Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». А Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Римский-Корсаков —композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. Н.А. Римский –Корсаков - оперный композитор, иллюстратор пушкинских сказок. Его музыкальная пушкиниана является золотым фондом русской классики.«Сказка о царе Салтане» (1900 г., написана к 100-летию Пушкина) – пример яркого воплощения в музыке наиболее жизнерадостной и веселой сказки поэта. Личность А.С. Пушкина, его бурная, трагическая судьба, его мудрые и совершенные творения всегда волновали художников. Каждый мастер по-своему воспринимал и облик Пушкина, и его творчество. Почти все крупнейшие художники России обращались к пушкинской теме . Среди них выделяются такие имена, как И.Я. Билибин, Б.В. Зворыкин, А.М. Куркин, В.А. Панин, Б.А. Дехтерев, В.М. Конашевич. Владимир Конашевич. На первый взгляд, всё в его иллюстрациях легко и просто, без броских приёмов и ярких красок. Но Конашевич создал свой узнаваемый стиль. Его прозрачный акварельный рисунок не перепутаешь ни с каким другим. Он использует совсем немного цветов. Как он сам говорил - “самые чистые цвета”, без примеси.Точно следуя тексту сказки, Конашевич вносит свою выдумку и юмор. Иван Билибин менее знаком современному читателю . Он одним из первых обратился к народным традициям, иллюстрируя сказки Пушкина. Билибин был очень увлечён стариной, древнерусским искусством. Отсюда его орнаментальное обрамление каждой иллюстрации, включение в них стилизованных растений, элементов древнерусской архитектуры, старинной вышивки. В иллюстрациях Билибина завораживает атмосфера таинственности, старины, с одной стороны, и нарядности - с другой. Они напоминают драгоценный узорчатый ковёр с множеством красивых, сверкающих деталей. Билибину нравится изображать больше всего не лица героев, а роскошные наряды бояр и царя, красоту царских палат, узорчатую утварь. Иван Бруни увидел, что у Пушкина в сказках всё живое. В них активно действуют не только люди и звери, но и силы природы (вспомните, как Королевич Елисей вопрошал Солнце, Месяц, Ветер). Поэтому и в “Сказке о рыбаке и рыбке” художник решил сделать главным действующим лицом Море. Оно занимает целые развороты, раскрывая и усиливая драматизм происходящего в сказке. Обращение к Пушкину – это всегда важный и ответственный для художника момент, это экзамен на мастерство, зрелость, глубину. И радостно сознавать , что многие художники-иллюстраторы экзамен этот выдержали. Я очень люблю сказки А.С. Пушкина. Они наполнены добротой и теплом, светом и печалью, красотою и мудростью. Я думаю, что в каждой домашней библиотеке они должны занять достойное место. Пусть добро , прославляемое Пушкиным , останется в наших сердцах навсегда!