Презентация на тему Проектный метод как средство обучения в школе


Тема :ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Сущность проектного обучения Проектное обучение часто называют методом проектов. У его истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж. Дьюи. Он предложил реформу школьной системы, в которой школа должна решать практические задачи, предлагаемые самой повседневной жизнью. Принципы дидактической системы, которую он реализовывал в своей школе: 1) учет интересов детей; 2) учение через деятельность; 3) познание и знание являются следствием преодоления трудностей; 4) сотрудничество участников педагогического процесса; 5) свободное творчество. Эти принципы во многом характеризуют проектное обучение. Сущность проектного обученияВ последнее десятилетие метод проектов становится все более популярным, как за рубежом, так и в Беларуси, что объясняется, с одной стороны, его направленностью на развитие способностей, познавательных потребностей и мотивов учащихся, а с другой стороны, он представляет хорошие возможности для творческой самореализации учителя. ИТАК:Метод проектов — это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами. Дидактические принципы проектного обученияПринцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;Принцип учета индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности; Дидактические принципы проектного обученияПринцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором. 6Роль учителя в проектном обученииВ проектном обучении учитель становится организатором деятельности учащихся и их консультантом. Успешная реализация технологии проектного обучения возможна, если учитель организует соответствующие педагогические условия: 1.Создает проблемную ситуацию, которая позволяет сформулировать актуальную и интересную учащимся тему для изучения и исследования.2. Представляет школьникам возможность для выбора темы проекта, а также возможность индивидуально или в кооперации с другими планировать работу, реализовывать свой проект.3. Организует распределение подтем по группам, ролей и функций в группе. Эти роли могут быть следующими: организатор, теоретик, программист, сценарист, “интернетчик”, видеооператор, экспериментатор, оформитель, докладчик и т.п. Наличие ролей не исключает, а наоборот подразумевает сотрудничество ребят в проектной группе, а также с другими группами. 7Роль учителя в проектном обучении4. Способствует проявлению у учащихся поисковой активности в их исследовательской деятельности, когда существует лишь приблизительное представление об ожидаемом результате. 5. Поддерживает и поощряет использование учащимися различных направлений поиска информации, различных методов исследования.6. Консультирует учащихся на всех этапах работы.7. Организует подведение итогов промежуточных этапов работы.8. Представляет ребятам возможность для самооценки выполненных ими проектов и работы над ними.9. Организует праздничную по форме и серьезную по содержанию презентацию всеми участниками проекта их образовательных продуктов. 8Сравнение проектного обучения с традиционной практикой подготовки учащимися докладов и рефератов Этапы работы учителя и учащихся над проектомСтадии работынад проектомСодержание работы на этой стадииДеятельностьучащихсяДеятельностьучителяПодготовка.Определение темы и целей проекта.Обсуждают предмет с учителем и получают дополнительную ин-формацию.Устанавливают цели.·     Знакомит со смыс-лом проектного подхо-да и активирует уча-щихся.·     Помогает впостановке целей.Планирование.· Определение источников информации;· Определение способов ее сбора и анализа.· Определение способа представления результатов (формы от­чета). Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта. · Распределение заданий и обязанностей между членами команды Вырабатывают план действий.· Формулируют задачи.Предлагает идеи, высказывает предложения.Исследование.Сбор информации.Решение промежуточных задач. Основные инструменты:· интервью,· опросы,· наблюдения,· экспериментыВыполняют исследование, решая промежуточные за­дачи.Наблюдает, советует, косвенно ру­ководит деятельностью.Анализ и обобщение. Анализ информации, оформтение результатов, формули­ровка выводов.Анализируют инфор-мацию, обобщают результаты.Наблюдает, советует.Представле-ние проекта.Возможные формы представления результатов: устный, пись­менный отчеты. Отчитываются,обсуждают. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.Оценка результатов и процесса. Коллективное обсуждение и самооценка.Оценивает усилия учащихся,качество использо-ванных источников, делает предложения по качеству отчета. 10ПланированиеВажнейшая задача на данном этапе — создание проектных групп, которые будут выполнять части общего проекта, и индивидуальных исполнителей проектов, уточнение исходной информации, обсуждение тем, формулирование задач, определение способов взаимодействия, график работы, прогнозирование конечного результатаНа этом этапе распределяются роли и функции в группах.. ИсследованиеСамостоятельная работа участников по своим индивидуальным или групповым частям проекта и планам. Для поиска информации ребята проводят анкетирование, устные опросы, изучают литературные источники, широко используют возможности Интернета; собирают и систематизируют данные. Учитель осуществляет координацию деятельности групп, организует промежуточные обсуждения полученных данных в группах, проводит индивидуальные и групповые консультации. Могут использоваться консультации других специалистов. 11На этом этапе учащиеся готовят индивидуальные, групповые отчеты . Примерная структура отчета такая:Титульный лист (название школы, класс, авторы, название проекта, научный руководитель, год).Оглавление.Введение (краткая аннотация с обоснованием актуальности проблемы, по которой выполнялся проект, и изложение основных положений проекта).Основная часть действия, методы, промежуточные результаты.Заключение (выводы то всей работе).Список использованной литературы.Приложения: фотографии, схемы, карты, таблицы, графики и др.Сведения об авторах и роли каждого из них.Анализ и обобщениеПредставление проектаАвторы проектов представляют свои проекты, о причинах выбора именно этой темы для работы,оценивают результат своей работы, указывают на трудности в работе при создании проекта. 12Оценка результатов и процессаНа этом этапе оцениваются как результаты, так и ход выполнения проекта. Этап осуществляется после публичной презентации проекта. Учащиеся и учитель анализируют свою проектную деятельность, например по таким вопросам:1) на сколько удачно была выбрана тема проекта? 2) соответствовали ли методы работы и обработки результатов целям и задачам этого проекта?3) рационально ли мы использовали имеющиеся средства?4) в чем состояла новизна основной идеи, возможно, методов проектной деятельности?5) какие виды работ были наиболее интересны?6) все ли участники были достаточно активны? Все ли смогли проявить свои способности?7) эффективной ли была координация деятельности групп?8) был ли должный психологический комфорт в группах, каков был характер общения между участника ми проекта, хотели бы вы поменять состав своей группы? 9) достаточно ли было времени на разработку проекта 10) какие знания и умения учащиеся приобрели в процессе работы над проектом, какие свои способности развивали?11) на сколько хороша выбранная нами форма представления результата? достаточно ли содержателен и эстетичен проект?12) на сколько был хорош доклад о нашем проекте на его публичной презентации?13) удовлетворены ли вы своей работой в группе? 14) что из нашего опыта проектной деятельности нам следует сохранить и использовать в будущем?15) от каких факторов, средств нам следовало бы отказаться? Ограничения в использовании проектного обученияКак и любая другая технологии, метод проектов имеет целый ряд ограничений, наличие которых препятствует его широкому распространению:1.Низкая мотивация учителей и неподготовленность многих из них к применению данной технологии.2. Недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у учащихся.3. Недостаточный уровень коммуникативных способностей учащихся.4. Слабая информационная и лабораторная база многих учебных заведений. Отсутствие выхода в Интернет.5. Перегрузка учебных программ, которая не позволяет педагогу найти время для применения проектного обучения.6. Слабая методическая поддержка: в настоящее время опубликовано мало разработок учебных занятий в рамках технологии проектного обучения. Профессиональные качества учителя и способности учащихся, без которых невозможна успешная организация проектного обучения. Эти качества ниже перечислены в последовательности, которая соответствует их ранговому месту:1.Ощущение педагогом внутренней свободы.2. Умение организовать самоопределение учеников на работу над проектом.3. Умение организовать выдвижение учениками гипотез.4. Умение анализировать и корректировать ученические предложения.5. Умение придумывать темы проектов, фантазировать.6. Умение создавать обстановку психологического комфорта и разрешать конфликты.7. Умение сотрудничать с учениками.8. Умение организовывать рефлексивную деятельность учащихся.9. Владение технологией проектного обучения.10. Личный опыт проектной деятельности.Направленность учителя на детей — необходимое условие успешного применения метода проектов. 15Способности учащихся, которые важны для проектного обучения и, которые развиваются благодаря работе учащихся над проектами:самостоятельно мыслить, проявлять инициативу, генерировать идеи, видеть и решать проблемы, ставить цели, проявлять лидерские качества, привлекать знания из различных источников,прогнозировать результаты, предвосхищать возможные последствия разных вариантов решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать данные. Таким образом, от учащихся требуется владение целым набором творческих, познавательных и организационных умений. При этом важно заметить, что данные способности успешно формируются как раз в процессе проектной деятельности учеников.