Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Основные документы воспитателя В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и конкретно, она может стать нашим первым помощником.Рабочая программаКалендарный планКомплексно-тематический планПерспективные планыПаспорт группыТабель посещаемостиМониторингВзаимодействие с родителями
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов вносит в действующую структуру планирования значительные изменения.
Календарный план Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Календарное планирование пишется на две недели или месяц. В планировании обязательно указывается дата, совместная деятельность согласно режимным отрезкам, учтены гендерные, возрастные и индивидуальные особенности детей. В плане должно быть отражено разнообразие и содержательность видов детской деятельности.
Объективная оценка уровня своей работыВыделение целей и задачЧеткое представление результатов работыВыбор оптимальных путей, средств и методовЗнание программыЗнание детей своей группыСовместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе.Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.Условия, соблюдаемые при планировании
Требования при составлении плана воспитательно-образовательной работыПринцип развивающего образованияКомплексно-тематический принципПринцип интеграции образовательных областейПринцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
Планирование психолого-педагогической работы:Социально-коммуникативное развитиеПознавательное развитиеРечевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитие
Социально-коммуникативное развитие Направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие Предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие Включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие Включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Алгоритм составления календарного планаТитульный листСписок детей группыСведения о родителяхСписок по подгруппамЛист здоровьяГодовые задачи Задачи воспитания и обучения данной группы Режим дня холодный периодРежим дня теплый периодРасписание организованной образовательной деятельностиДвигательный режим Закаливание Гимнастики Результаты обследования речи детейИндивидуальная работа с детьми по звуковой речиПерспективные планы развлечений
Утренняя гимнастика проводится ежедневно.Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Утреннюю гимнастику можно написать на карточке (картотека), а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,3 часть – заключительная.Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними. Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум — 2 раза в день.
Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.Существует также сопряженная гимнастика — театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.
Планирование воспитательно-образовательной работыУтренний отрезок времениООДПрогулка в первую половину дняВторая половина дня
Планирование утреннего отрезка времени По содержанию утренний отрезок времени включает:Игровую деятельность,Беседы с детьми,Рассматривание предметов и иллюстраций,Короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни,Изобразительная деятельностьТрудовая деятельность
Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.
Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.
Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часыв младшей и средней — 3-4 вида,в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы. Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности.
Планирование прогулки В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Виды прогулки Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов)Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.Спортивная (соревнования, эстафеты).
Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.:Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности. При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения); подвижные игры с элементами спорта, упражнения детей в основных видах движения, спортивные развлечения; трудовая деятельность детей.
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив, усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения, накапливаются представления детей об окружающей природе и общественной жизни. Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений.Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Планирование второй половины дня Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:уборку групповой комнаты;ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;стирку кукольного белья, носовых платков, лент;изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей. Рекомендуется устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты;
спортивные, музыкальные и литературные досуги;слушание аудиокассет и многое другое. В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Комплексно – тематический план Комплексно-тематический план образовательной деятельности разрабатывается на основе Образовательной программы учреждения с учётом особенностей детей, традиций, пожеланий родителей данной группы.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МесяцНеделяТемаРазвернутое содержаниеИтоговые мероприятияСентябрь1 неделяДень знанийРазвивать у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательных отношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы и т.д.), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.).Праздник
Перспективные планыПерспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).В перспективном плане планируются (О. В. Толстикова):1. Цели и задачи (на квартал);2. Виды детской деятельности: а) игровая деятельность;б) социальное развитие; в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения, подвижные игры); г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты); д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная); е) элементы трудовой деятельности.
Паспорт группы Паспорт первой группы включает в себя данные о:образовательной программе, по которой осуществляется образовательная деятельность в группе;воспитателях;составе группы;режиме дня;сетке ООД;предметно-развивающей и игровой среде.
Табель посещаемости Табель посещаемости необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает в организации ООД, а также отследить заболеваемость детей в определенный период. Табель посещаемости хранится в учреждении 3 года.
Взаимодействие с родителями Работа воспитателя не будет полноценной; если у него нет контакта с родителями детей. Содержание работы с родителями планируется в «Плане взаимодействия с родителями» на год. Работа расписана в различных формах проведения:родительские собрания,консультации (индивидуальные, групповые),семинары-практикумы,тематические выставки,эпизодические беседы с родителями,клубы по интересам,совместные праздники,развлечения и досуги,анкетирование,
В календарном плане следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит мероприятие, организатором его будет в любом случае воспитатель.родительские посиделки, экскурсии, туристические походы, участие родителей в общественной жизни группы и прочее. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с Образовательной программой учреждения и годовыми задачами .
Социальный паспорт группы Социальный паспорт содержит информацию о семьях всех воспитанников группы (исходя из списочного состава).Социальный паспорт {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ф.И.О. ребенкаДата рождения, место рожденияВозраст при поступлении в ДОУДомашний адресКоличественный состав семьиПеречень родственников проживающих с ребенком (если есть дети указать возраст и где учиться)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ф.И.О.Дата рожденияОбразованиеМесто работыЗанимаемая должностьМатьОтец Условия проживания семьи(сколько комнат в квартире где проживает ребенок)Социальный статус семьи (полная, неполная)Данные о родителях
Протоколы родительских собранийНумерация протоколов ведется от начала учебного года.Протоколы нумеруются постранично, прошнуровываются, скрепляются подписью заведующего и печатью Учреждения.Протоколы подписываются председателем и секретарем Родительского собрания.Тетрадь протоколов Родительского собрания группы хранится у воспитателей группы с момента комплектации группы до выпуска детей в школу.