Презентация педагогического семинара-практикума Интеграция знаний


Интеграция знаний как инновационный подход к организации познавательной деятельности студентов Педагогический семинар-практикум28.04.2012 г.Старший методист Улуханова И.В. «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» (Д.Хевеши) Цели интеграции: научиться видеть взаимосвязь между разными предметами; решать единую педагогическую задачу обучения и развития средствами нескольких предметов; создавать на основе общей темы интегрированные уроки Интеграция имеет несколько значений: цель обучениясредство обучения создание у студентов целостного представления об изучаемом объекте нахождение общей платформы сближения предметных знаний Интеграция знаний Внутрипредметнаясистематизирование знаний внутри дисциплины.Направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки (создание обобщающих схем, таблиц, опорных конспектов). Учащиеся учатся выделять главное, существенное, что способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала. Межпредметнаяиспользовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Преимущества интеграции на уроке Окружающий мир познается в многообразии и единстве;Развивается потенциал учащихся;Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; Побуждает к активному познанию действительности, нахождению причинно-следственных связей;Развивается логическое мышление;Развивается умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков; Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности; Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,творчества преподавателя. Структура интегрированного урока отличается предельной сжатостью, компактностью и чётким структурированием учебного материала; логической взаимосвязью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. Подготовка интегрированного урока предполагает правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь; тесное сотрудничество учителей при подготовке урока; руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке; на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов. Классификация интегрированных уроков -конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов. Варианты интегрированных уроков Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы. Тема интегрированного урока химия+физика+биология+география+экология: Учебно-воспитательныецели и задачи урока: Интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе из курсов физики, химии, биологии, географии и экологии; Систематизировать знания о физических свойствах воды; Развивать знания о химических свойствах воды, типах химической связи на примере водородной связи;Раскрыть роль воды в зарождении и развитии живых организмов на Земле;Рассмотреть экологические проблемы человечества, связанные с водой. Опорный конспект