Адаптация первоклассников к школьным условиям
Адаптация первоклассников к школьным условиям Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Краснохолмская сош №2 им. С.Забавина» Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Факторы, влияющие на ребёнка при поступлении в школу: Классный коллектив.Личность педагога.Изменение режима.Непривычно длительное ограничение двигательной активности.Появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Задачи, стоящие перед ребёнком с первых дней школьной жизни: Успешное овладение учебной деятельностью.Освоение школьных норм поведения.Приобщение к классному коллективу.Приспособление к новым условиям умственного труда и режиму. Начало обучения ребёнка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни.Психологи отмечают, что дети 6 – 7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Условия возникновения необходимости психологической адаптации ребёнка к школе: Изменение социальной позиции ребёнка: дошкольник – ученик.Смена ведущей деятельности: игра – учебная деятельность. Социальное окружение.Прочность позиций ученика в классе. 97,8 Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 12 74,3 Удовлетворенность в общении со взрослыми 11 85,8 Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс 10 86,9 Функциональная готовность к обучению в школе 9. 59,8 Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса 8. 62, 7 Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительно класса 7. 94,4 Отсутствие конфликтной ситуации в семье 6. 91,1 Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье 5. 95,3 Правильные методы воспитания в семье 4. 83, 2 Высокий уровень образования матери 3. 87,9 Высокий уровень образования отца 2. 77, 6 Полная семья 1. % выборки Благоприятные факторы социальной микросреды № Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации Неблагоприятные факторы для адаптации Неправильные методы воспитания в семье;Функциональная неготовность к обучению в школе;Неудовлетворённость в общении со взрослыми;Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников;Низкий образовательный уровень родителей;Конфликтная ситуация в семье;Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса;Отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс;Неполная семья Этапы процесса адаптации(5 – 6 недель) Первый – ориентировочный, «физиологическая буря» (2 – 3 недели).Второй – неустойчивое приспособление, «затихание бури».Третий – относительно устойчивое приспособление. Основные компоненты психологической готовности к школе: Умственная готовностьМотивационная готовностьЭмоционально-волевая готовностьГотовность к общению с одноклассниками и учителями Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе Организация работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками.Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе.Организация летнего оздоровительного лагеря для дошкольников.Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников.Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе.Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников. Спасибо за внимание!