Сипкина Н.А. Презентация Теоретические и методологические основы деятельности ПМПк
Теоретические и методологические основы ПМПкучитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49»Сипкина Н.А.
Служба сопровожденияСтруктурное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью предоставления помощи детям, родителям, педагогам. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребёнка. Служба может включать разное количество специалистов, в зависимости от востребованности тех или иных услуг.
ПМПкОрганизационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов, логопедов и других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом ОУ в работе консилиума.
Целью ПМПкявляется обеспечение диагностико - коррекционного психолого – медико - педагогического сопровождения детей, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Варианты организационных форм ПМПк ПМПк является структурным компонентом службы сопровождения.ПМПк ОУ консолидирует и направляет деятельность службы сопровождения, выступает как координирующий орган, направляющий деятельность специалистов службы сопровождения, специалисты которой реализуют его решения.ПМПк организуется как служба сопровождения.
Консилиумопределяется как коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной помощи детям и их родителям (законным представителям). Основное содержание работы консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребёнка, в выявлении актуального уровня и особенностей развития его познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей, в выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребёнка образовательных программ, разработке рекомендаций для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. Выделяют плановые и внеплановые консилиумы.
Задачи консилиумаСвоевременное выявление и комплексное обследование детей, нуждающихся в помощи специалистов и создание специализированных психолого-педагогических условий обучения и развития.Всестороннее комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение индивидуальных особенностей развития и состояния детей, выявление их актуальных и резервных возможностей в контексте анализа ситуации обучения.Системный анализ данных психолого-педагогического и медико-социального изучения детей и выработка заключения.Определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи детям, оптимальных условий обучения, адекватных приёмов и методов работы с ними.Составление и реализация программ комплексной помощи.Создание условий для максимального развития и обучения детей.Отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-личностной и речевой сфер, достигнутых результатов коррекционной работы, изменений в состоянии здоровья и ситуации социального развития детей.Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по психолого-педагогической коррекции трудностей детей.Организация профессионального взаимодействия специалистов как в рамках учреждения, так и за его пределами.Организация обследования детей на ПМПК.
Этапы работы консилиумаИндивидуальное обследование ребёнка специалистами консилиума.Коллегиальное обсуждение результатов обследования с целью определения образовательного маршрута и коррекционной помощи.Направление ребёнка на ПМПК.Согласование деятельности специалистов по коррекционно -развивающей работе.Реализация рекомендаций консилиума.Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
Виды консилиумовДиагностическийАналитическийПроблемныйМетодическийИтоговый
Принципы и условия организации междисциплинарной работы специалистов в рамках ПМПк Соблюдение интересов ребёнкаКомплексность в решении проблем ребёнкаНепрерывность работыСистемность работыРекомендательный характер оказания помощи и услугСогласованность работыУмение работать в командеУмение вести диалогИспользование обратной связи от других специалистов Выработка общедисциплинарного языка
Модель командного взаимодействияАдминистративный уровень Содержательный уровень
Содержательный уровеньЦель - определение путей оказания помощи ребёнку и его семье в решении проблемы, составление и реализация программы комплексной помощи.Задачи:Планирование конкретных действий, направленных на определение и решение проблем ребёнка в рамках командного подхода.Прогнозирование результатов работы команды.Составление программы комплексной помощи.Определение границ поля деятельности каждого специалиста в коррекционной работе с ребёнком.Реализация и корректировка программы комплексной помощи.
Подуровни содержательного уровняПрогностический подуровеньИсполнительский подуровень
Формы взаимодействия специалистов содержательного уровняДиагностическое направление:Комплексный сбор данных о ребёнке Многоуровневая диагностика Этапная диагностика Совместная диагностика Сопоставительный анализ как итог работыКоррекционно-развивающее направлениеКонсультативное направлениеПросветительское и профилактическое направлениеОрганизационно-методическое направление
Этапы работы команды специалистовДиагностический этапОрганизационно-подготовительный этапИсполнительный (коррекционно - развивающий) этапКонтрольный этапИтоговый этап
Программа комплексной помощиэто совокупность систематизированных мероприятий, необходимых для решения проблем ребёнка, реализуемых командой специалистов, согласующих между собой свои действия.
Составление программ комплексной помощиПри моделировании программ комплексной помощи выделяют 2 блока: Организационный Содержательный (основной)
Организационный блокописывает совместные мероприятия, степень включенности и участия каждого специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов.
Содержательный блок1 часть блока описывает круг проблем ребёнка, содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение специалистов ПМПк.2 часть блока составляет общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу.3 часть блока включает содержание коррекционной работы, определяет иерархию решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушения.4 часть блока определяет этапность в построении работы.
Моделирование программ комплексной помощиЗаявление проблемыОпределение проблемыНазначение и ведение кураторстваСопровождение – наблюдениеРеализация программы коррекционно-развивающих занятийКонсультации внешних специалистовЛечебно - реабилитационное воздействие
Бланк программы комплексной помощи ребёнку Организационный блок содержит информацию, которая позволяет организовать комплексную помощь обучающемуся и обеспечить процесс взаимодействия специалистов, направленный на решение проблем внутри учреждения и за его пределами с привлечением внешних ресурсов, в зависимости от специфики проблем.Раздел «Общие сведения о ребёнке»Раздел «Организация комплексной работы специалистов»:1. Внутренний уровень взаимодействия.2. Формы взаимодействия специалистов ОУ.3. Внешний уровень взаимодействия.
Бланк программы комплексной помощи ребёнку Содержательный (основной) блок включает информацию, определяющую содержание комплексной помощи, её структуру и этапы, в нём обозначаются: комплексное заключение, планирование коррекционной работы, этапы её реализации.- Раздел «Комплексное заключение специалистов»- Раздел «Общие рекомендации по проведению коррекционной работы»- Раздел «Планирование содержания коррекционной работы специалистов учреждения»- Раздел «Этапы реализации коррекционной программы»- Раздел «Корректировка»
ЛитератураВильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребёнка. – М.: Генезис, 2012.О ПМПк образовательного учреждения. // Письмо Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6.Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.