Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада


Шахтерское дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа № 14 «Мир» управления образования администрации города ШахтерскаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Филиппова Инна Петровна, старший воспитатель, воспитательдошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа № 14 «Мир» управления образования администрации города Шахтёрска Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение. Актуальность Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова). Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. Цель проекта Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения Задачи проекта: Изучить инновационный опыт. Установить систему взаимодействия участников проекта. Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду. Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей. Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками.Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции.Систематизировать содержание работы в адаптационный период. Гипотеза Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.Место реализации проекта: I младшая группа ДОУ № 14 «Мир» г.Шахтёрск Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.Сроки реализации проекта: июнь – сентябрь 2016 года Ожидаемые результатыДети:• Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;• Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками. Родители:• Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;• Стремление родителей к сотрудничеству. Воспитатели:• Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;• Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода. I этап: Организационно-подготовительный этапИзучение методической литературыСоздание системы в планированииСоставление планов работы с детьми, родителямиПовышение уровня педагогической компетенцииПодбор диагностического материала, анкет для родителейСоставление диагностического инструментарияОформление и обновление предметно-развивающей средыСоздание эмоционального комфортаСоставление и подбор информационного материала для родителейПовышение педагогической компетенции родителейАнкетирование родителейИсследование социальных навыков детейВыявление особенностей семейного воспитанияПрогноз вероятной степени адаптации детей II этап: Основной Принципы работыПостепенное заполнение группы (прием 2—3 малышей в неделю)Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни)Учёт индивидуальных особенностей ребенкаЕжедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист») Работа с детьмиИндивидуальный подход к ребенкуУчет домашних привычек, интересовФормирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослымиДиагностирование детей, прогнозирование результатовЗнакомство и наблюдение Оптимальный двигательный режим, сохранение и укрепление здоровья детей Сюрпризные моменты Продуктивная деятельностьРабота с родителями III этап: ЗаключительныйНаблюдениеДиагностика нервно-психического развития детей Анкетирование родителей Изучение эффективности деятельностиПодведение итогов работыАнализ полученных результатовСопоставление имеющихся результатов с прогнозируемымиКорректировка планов работы с детьми и родителямиВыявление и устранение недостатков Информационные ресурсы:• Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004• Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008• Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005• Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009• Полозова Е. В. «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007• «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010• Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001• Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008• Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009• Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007