«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Педагогический проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»Автор проекта:Егорова Лариса Александровна, педагог-психологТольятти, 2013 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Огонек»
Вид проекта:Информационно-творческийПрактико – ориентированныйГрупповойКраткосрочныйМесто реализации:Вторая младшая общеобразовательная группа МБУ детского сада №41 «Огонек»Участники проекта: специалисты, воспитатели, дети и их родители.Сроки реализации:Июнь – сентябрь 2013 г.
Стресс ребёнкаАктуальность
ppt_xppt_y
Цель проектаСистематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проектаИзучить инновационный опыт Установить систему взаимодействия участников проектаСоздать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду.Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей.Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками. Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции.Систематизировать содержание работы в адаптационный период
ГипотезаЕсли использовать системный подход в организации адаптации, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты
Программа проекта1 этап Организационно-подготовительныйИюнь 2013 год2 этапОсновнойИюль-сентябрь 2013 год3 этапЗаключительныйСентябрь 2013
Организационно-подготовительный этап
style.rotation
Основной этап
Основной этапработа с детьмиДиагностирование детейИндивидуальный подход к ребенкуФормирование детского коллективаФормирование эмоционально-положительного контакта детей с взрослымиРазвитие культурно-гигиенических навыковПродуктивная деятельностьСохранение и укрепление здоровья
Игра, как основное расслабляющее средство. Игры, направленные на сближение детей друг друг с другом и воспитателем:«Давайте познакомимся!» Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловли исключаются, а во-вторых, он обычно яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей. Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке не дальние расстояния), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно и разнообразить: например, вместо мяча передавать игрушку (самую красивую!) или предложить детям поприветствовать друг друга по имени.
«По ровненькой дорожке» По ровненькой дорожке Ходили наши ножки, Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (выполняют маленькие шажки.) По ровненькой дороге Прошли большие ноги. Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (дети выполняют широкие шаги.)
«Цыплята» Цыплята по двору гуляли, Цыплята зернышки искали. (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед) Клю-клю-клю, клюю-клю-клю – Так я зернышки клюю. (Приседают, стучат пальцами по полу) А как выйдет Васька-кот, Лапкой мордочку утрет. Разбегайся кто куда, А то птичек ждет беда! (Дети убегают к маме-курочке.)
«Курочка и цыплята» Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки – Желтые цыплятки. (Дети ходят по кругу за педагогом.) Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите! (Дети грозят пальчиком.) Съели толстого жука, Дождевого червяка. (Дети поглаживают животы.) Выпили водицы Целое корытце. (Дети разводят руки в стороны.)
«Примерный перечень стихов, которые могут быть использованы для игры «расскажи руками» «Зайка» Заинька-зайка, (дети прыгают, поджав руки) Маленький зайка, (садятся на корточки) Длинные ушки, (Дети приставляют ладоши к голове – «ушки».) Быстрые ножки. (Побежали.) Заинька-зайка, Маленький зайка, (Движения повторяются.) Деток боится, Зайка-трусишка. (Детки обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».)
Основной этапработа с родителями
Основной этапСотрудничество со специалистамиРазработка методических рекомендаций для педагогов по созданию предметно-развивающей среды в группах для детей младшего дошкольного возрастаВыступление на педагогическом совете по теме «Комплекс мер по профилактике дезадаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Участие в семинаре-практикуме «Взаимодействие с детьми раннего возраста» работа с педагогами
Заключительный этап
РезультативностьСистематизирована работа адаптационного периодаБольшинство детей легко вошли в новую средуТесное взаимодействие всех участников проектаРасширились знания педагогов о создании условий для успешной адаптации детейРазработан дизайн и создано внутреннее убранство группы, предметно-пространственная развивающая средаПополнены методическая и дидактическая базы группы
РезультативностьСпокойный сонОбщениеПоложительные эмоцииХороший аппетит
Результаты адаптации
Успешная адаптация детейПодтверждение гипотезы Использование системного подхода в организации адаптации, позволило детям значительно легче перенести этот период.
ppt_xppt_y
ПерспективыПоложительное влияние адаптации на образовательную деятельность детейСоздание каталогов сценариев досугов и развлечений для детей раннего возраста и их родителей Создание условий для развития индивидуальности.Разработка новых нетрадиционных форм работы с родителямиСовершенствование всего педагогического процесса на основе восприятия ребёнка как субъекта деятельности. Обобщение опыта работы
Информационные ресурсыБелкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004Ветрова В.В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008Давыдова О.И., Майер А.А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009Е.В.Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007«Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т.Н.Дороновой, Т.И.Ерофеевой М., 2010Теплюк С.Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001Халезова Н.Б. «Лепка в детском саду» М., 2008Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009Янушко Е.А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007http://doshvozrast.ru http://www.childpsy.ru http://psyparents.ru