Развитие фонематического слуха у детей дошкольного и младшего школьного возраста 
Развитие фонематического слуха     Подготовила:учитель-логопедМОУ ЦППРККоноваловаТатьяна Валерьевна План выступления: Что такое фонематический слух и как он влияет на развитие речи?Как развивается фонематический слух в норме и как               выявить  его нарушение у ребенка?С помощью каких упражнений учителя начальных классов и родители могут  самостоятельно развивать фонематическое восприятие? Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Аспекты, на которые оказывает влияниефонематический слух: Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического  строя, словаря, артикуляции и дикции.Выработка орфографических навыков.Овладение чтением.Овладение операциями звукового анализа и     синтеза. Аспекты, на которые оказывает влияниефонематический слух: 5. Овладение операциями звукового анализа и     синтеза.6. Успешность обучения грамоте. Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха Смешение звуков:звонкие- глухие (блакала – плакала);свистящие – шипящие (чаши – часы);твердые – мягкие (ягоди – ягоды);сонорные (тли – три);аффрикаты (чветы – цветы). Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха. 2. Перестановка и включение отдельных звуков    (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З.  Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных     (днь – день, межу – между, латочка – ласточка). Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха  4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги     (метает – подметает, тишинына – тишина). 5.  Замена звуков     (табака – собака, идют – идёт). 6. Недописывание слов     (мышк – мышка). Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха  7. Обозначение мягкости при помощи Ь     (василки – васильки). 8. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов;замена и перестановка букв, слогов;«застревание» на какой-либо букве, слоге, слове; Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха 8. Ошибки при чтении:недочитывание окончаний слов;искажение слов;добавление лишних букв, слогов и даже слов;«угадывание» слов. Уровень 1 – узнавание неречевых звуков Игра «Угадай, что звучало?»Игра «Чудесный мешочек»Отстукивание ладонями по столуОтхлопывание в ладоши Уровень 2 –различение звуков речипо тембру, силе и высоте Игра «Мяу», «Му»Игра «Тихо – громко» Уровень 3 –различение сходных по звучаниюслов Игра «Слушай и выбирай» Игра «Верно - неверно»  мегемот –бегебот – дигимот – бегемот – гибидот.  Уровень 4 –различение слогов Сосчитать, сколько слогов произнес учитель:прямые: ма – ко – то – ры;обратные: ам – ор – ив – ус;со стечением согласных: ста – сто – сты – сту.Игры с кубиком.Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС,     ССГ, ГСС.Определение лишнего слога: ла – ма – ма – ма,      па – па – па – ба. Уровень 5 –различение звуков Звукоподражание.     Комар звенит: з – з – з     Жук жужжит: ж – ж – ж2. Игра «Поймай звук».     Хлопни в ладоши, если услышите звук …звуковой ряд;слоги;слова. Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза  Первый этап – выделение первого и последнего звука из словаУровень гласных звуков в сильной позиции.Звукоподражание     Больной показывает горло врачу: а – а – а.     Воющий волк: у – у – у. Определить первый звук в словах:     ослик, утка, Аня.  3. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова.Подобрать слова, которые начинаются с ударного гласного: а, о, у.Подобрать к картинке букву, соответствующую      первому звуку слова.     Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза  Первый этап – выделение первого и последнего звука из словаУровень согласных звуков.Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды и т.д., которые начинаются с заданного звука.Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.Изменить первый звук в слове, чтобы получилось новое слово.     Гость – кость, карта - парта Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза  Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.Определение места звука в слове:ударного гласного звука;согласного звука. Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза  Второй этап – закрепление навыка фонематического анализа и синтеза.Определение места звука в словеПодобрать слова, в которых заданный звук будет стоять в начале (середине, конце) слова.Назвать животных, овощи, игрушки и т.д. с заданным местом звука в слове. Уровень 6 –освоение навыков анализа и синтеза  Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.Определение:количества звуков;последовательности звуков;места звуков. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем местах.     Кот, окно, сокПодобрать слова с определенным количеством звуков.Преобразование слов путем добавления звука:в начале: рот – крот, мех – смех;в конце: бок – бокс, вол – волк.Переставление звуков: пила – липа, карп – паркСлово – загадка        к….Определить количество звуков в названии предметов на картинке и поднять соответствующую цифру.Определить последующие и предыдущие звуки в названии предмета на картинках.      Развивая фонематический слух, вы облегчите ребенку процесс  освоения чтением и письмом. Развивая