Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как инструмент формирование гражданской идентичности в этнокультурном мире.
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как инструмент формирование гражданской идентичности в этнокультурном мире. Албут Алена Викторовна, зам. директора по УВР, учитель истории, ОРКСЭ «МБОУ СОШ № 6» г. Корсаков. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».В.В. Путин обращение к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г. Цель - организация системы педагогической поддержки духовно-нравственного развития и формирования гражданской идентичности учеников МБОУ…. -социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Задачи 1. Формирование нравственно-ориентированной системы ценностей обучающихся.2. Развитие духовного мира и эмоциональной сферы.3. Воспитание гражданина в каждом обучающемся. Толерантность Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. (Философско - энциклопедический словарь) Толерантность Фармакологическая толерантность появляется, когда повторное введение данного количества вещества вызывает сниженный эффект или когда для получения эффекта, ранее достигаемого меньшей дозой, требуется последовательное повышение количества вводимого вещества. Может быть врожденной или приобретенной; в последнем случае она может быть результатом предрасположенности, фармакодинамики или поведения, способствующего её проявлению.Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. Актуальность концепции:- духовная дезинтеграция общества- девальвацией ценностей старшего поколения- размытость жизненных ориентиров молодежи Основа для разработки:- Конституция РФ; - Законом РФ «Об образовании»;- послания Президента России Федеральному собранию РФ КОНЦЕПЦИЯ- методологической основа ФГОС- ценностно-нормативная основа взаимодействия ОУ с др. субъектами социализации- формулирует социальный заказ современной школе ПОНЯТИЯ:Нация, национальное государство,национальное самосознание, формирование нац.идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласиесоциализация, развитие, воспитание,национальный воспитательный идеал,базовые национальные ценности,духовно - нравственное развитие личности,духовно - нравственное воспитание личности гражданина России Национальныйвоспитательный идеал Цели и задачи воспитания Условия и принципы воспитания ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ БНЦ Ценности - признание общечеловеческих ценностей;-признание общекультурных ценностей, уважение этнокультурных и религиозных традиций других народов;-уважительное отношение к старшим поколениям, к прошлому, к истории своей страны;-признание важности труда в жизни человека, уважение к труду других;-интерес к научному знанию, понимание знания как ценности, уважительное отношение к учителям;-признание семейных ценностей, уважительное отношение к родителям; Базовые национальные ценностипатриотизм социальная солидарность гражданственностьсемьятруд и творчество наука традиционные российские религииискусство и литература природа человечество Национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности НВИ - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке… БНЦ – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки … патриотизмсоциальная солидарностьгражданственностьсемьятруд и творчествонаукатрадиционные российские религии искусство и литератураприродачеловечество История НВИ:средневековая Русь - образ Святой Православной РусиРоссийская империя (XVIII в) - «человек государственный, слуга царю и Отечеству»советский период 90-е годы – «свободная» личность высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ «СЕМЬЯ» «Отечество», «малая родина», «родная земля»,«родной язык», «моя семья и род», «мой дом» Российская гражданская идентичность служение партии педагогический идеал ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ социальные, профессиональ-ные, этноконфес-сиональные группы система ценностей СОЦИАЛИЗАЦИЯ воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России - сфера личностного развития,- сфера общественных отношений,- сфера государственных отношений Задачи Социальная открытость пространстванравственный уклад жизни базовая ценность = воспитательная задача нравственный пример педагогасоциально-педагогическое партнёрствоиндивидуально-личностное развитиеинтегративность программ ДН воспитаниясоциальная востребованность воспитания ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Подготовка учителей для работы с учащимися по духовно-нравственному воспитанию Изучение духовно-нравственного наследияТематические беседыИсследовательская работаПроведение семинаровДискуссии на духовно-нравственные темыТренинги нравственного самосовершенствованияМетодическое сопровождение ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Инструментарий ИНСТРУМЕНТ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») — преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества. Ресурсы для решения воспитательных задач история России, российских народов, своей семьи, рода;жизненный опыт своих родителей, предков;традиционные российские религии;произведения литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; фольклор народов России;общественно полезная и личностно значимая деятельность; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА Инструментарий Категории родителей С родителями, не всегда понимающими своего ребенка С родителями, находящимися в социально опасном положении С родителями, имеющими смещенные ценностные ориентиры С родителями авторитарного стиля воспитания С родителями, испытывающими ситуационные трудности в воспитании Повышение уровня родительской компетентности в условиях этнокультурного образования Ожидаемые результаты Школьники приобретают:осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны;мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;способность к эмоциональному отклику на нужды другого человека;положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;способность к нравственной рефлексии. Результат – становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества. Ожидаемые результаты Родители:начинают осознавать свою культурологическую идентичность;обращаются к традиционному культурно-историческому пониманию воспитания детей;повышают психолого-педагогическую культуру;становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты Результат – становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье. Духовно – нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности урочнойвнеурочнойвнешкольной Этническая культура: -национальные образы мира, -менталитет народа, празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции народа, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме,народная художественная культура «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории»В.В.Путин