Презентация на тему «Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компе-тентности»


Круглый стол «Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности» Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителя  Задачи:Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства учителя выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагогов «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель»К.Д.Ушинский «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира» ЮНЕСКО, 1984 год «САМООБРАЗОВАНИЕ –целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала» учитель 21 века — это:— гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;— умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;— умеющий организовать рефлексивную деятельность;— обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. «Образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию » А.Дистерверг Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:- Ежедневная работа с информациейЖелание творчестваСтремительный рост современной наукиКонкуренцияОбщественное мнениеМатериальное стимулирование Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованиемпрофессиональное (предмет преподавания);психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);правовое;эстетическое (гуманитарное);историческое;иностранные языки;политическое;информационно-коммуникативные технологии;охрана здоровья;интересы и хобби. Источники получения знанийтелевидение;газеты, журналы;литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);интернет;видео, аудио;платные курсы;семинары и конференции;мастер — классы;мероприятия по обмену опытом;экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;курсы повышения квалификации;путешествия. ЧИТАТЬИЗУЧАТЬАПРОБИРОВАТЬАНАЛИЗИРОВАТЬНАБЛЮДАТЬПОСЕЩАТЬПРОВОДИТЬПИСАТЬВНЕДРЯТЬ Составляющие процесса самообразования педагога:Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Систематически интересова- ться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. Виды деятельности, составляющие процесс самообразования. систематический просмотр определённых телепередач;чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;систематическое прохождение курсов повышения квалификации;проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;изучение информационно-компьютерных технологий;посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Продуктивность процесса самообразованияСамообразование педагога будет продуктивным, если: в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности; педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Результат самообразования — повышение качества преподавания предмета;— разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;— разработка новых форм, методов и приёмов обучения;— доклады, выступления;— разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;— выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;— разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;— создание комплектов;— педагогических разработок;— обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Выбор темы по самообразованию определяется, исходя из: единой методической темы школыактуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагоговпедагогического стажауровня профессиональной компетентности педагога Факторы, препятствующие саморазвитию Недостаток времениСостояние здоровьяРазочарование в результатах имевшихся ранее неудачНедостаточная поддержка со стороны администрацииСобственная инерция Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя Интерес к работеВозрастающая ответственность за результаты трудаПример коллегНовизна деятельностиОбучение на курсахПример и влияние администрацииОрганизация методической работыВозможность получения признания в коллективе Рефлексия с установкой на саморазвитие 1.На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:а)целеустремленный; б)трудолюбивый; в)дисциплинированный2.За что вас ценят коллеги?а)за ответственность; б)за умение отстаивать свою позицию;в)за эрудированность, умение быть интересным собеседником.3.Что вам больше всего мешает профессионально совершенствоваться?а)недостаток времени; б)отсутствие подходящей литературы и условий; в) недостаток силы воли и упорства.4.На основе сравнительной самооценки вы­берите, какая характеристика вам более всего подходит:а)требовательный; б)настойчивый; в)снисходительный. 5.На основе сравнительной самооценки вы­берите, какая характеристика вам более всего подходит:а)решительный; б)сообразительный; в)любознательный.6.На основе сравнительной самооценки вы­ берите, какие качества у вас развиты в большей степени:а)сила воли; б)упорство; в) обязательность7. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?а) занимаюсь любимым делом; б) читаю; в) провожу время с друзьями8. Что для вас в последнее время представляет познавательный интерес?а) методические знания; б) теоретические знания; в) инновационная педагогическая деятельность 9.Каким вас считают ваши друзья?а)справедливым; б)доброжелательным; в)отзывчивым.10.Какой из трех принципов вам ближе всего?а)«Жить надо так, чтобы не было му­чительно больно за бесцельно прожитые годы»; б)«В жизни всегда есть место самосовершенствованию»; в)«Наслаждение жизнью - в творчестве».11.Кто ближе всего к вашему идеалу?а)человек с сильным духом и крепкой волей; б)человек творческий, много знающий и умеющий; в)человек независимый и уверенный в себе.12.Удастся ли вам в профессиональном пла­не добиться того, о чем вы мечтаете?а)думаю, что да; б)скорее всего, да; в)как повезет.13.Представьте, что вы стали миллиардером. Что бы вы предпочли?а)путешествовал бы по всему миру; б)построил бы частную школу и занимался любимым делом; в)улучшил бы свои бытовые условия и жил в свое удовольствие Самообразование -основа успешности учителя