Презентация семинара для педагогов Здоровьесберегающие технологии


Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.Материалы подготовлены учителем биологии Горловской общеобразовательной школы I-III ст №22 Донецкой Народной Республики Сосян Людмила Алексеевна Причины разрушения здоровья ребенка в школе.Стрессовая педагогическая тактика.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.Интенсификация учебного труда.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.Недостаточность работы и контроля со стороны школьной медицинской службы.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового способа жизни.



Эти причины вызывают у детей:Нервно-психические нарушения;Повышенную утомляемость;Иммунные и гормональные дисфункции;Патологические изменения зрения;Нарушения в системе опоры и движения;Нарушения в работе сердечно-сосудистой системеИзменение в работе желудочно-кишечного тракта;



Составляющие здоровья. Соматическое - текущее состояние органов и систем организма человека. Физическое - уровень развития и роста органов и систем. Психическое - душевный комфорт, состояние психической сферы. Нравственное - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.


В каком случае ребенка можно назвать здоровым?В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.В интеллектуальном плане – хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаем. В нравственном – честен, эмпатичен.-В социальном плане – уравновешен, дружелюбен, способен удивляться и восхищаться.


Факторы, влияющие на здоровье детей.Экологические (солнечная радиация, состав питьевой воды, температура воздуха, влажность, чистота воздуха).Социокультурные (семейные условия жизни, культурный уровень, национальные традиции. Режим дня, участие родителей в жизни ребенка).Биологические факторы (наследственность).Педагогические ( организация учебного процесса, методы и формы обучения, используемые технологии, психологический климат на уроках).Санитарно-гигиенические условия.Двигательный режим детей. Рациональное питание.Медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры. Интенсификация учебного процесса.Отсутствие системы работы педагогов по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Рациональная организация двигательной активности (как уроки физкультуры так и динамические перемены и активные паузы во время урока).
Давайте ранжируем по степени важности составляющие здоровье ребенка и найдем рациональные пути решения их осуществления в своей педагогической деятельности. Психическое здоровье Физическое здоровье Нравственное Соматическое


Здоровьесберегающие технологии «Совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога» Н.К. Смирнов- создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у детей, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).- учитывают возрастные особенности при распределении физической и учебной нагрузки.- рационализируют организацию ученого труда.- обеспечивают достаточный двигательный режим.


Виды здоровьесберегащих технологий и приемы работы на уроках.- физкультурная минутка – динамичная пуза, двигательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения (2-3 минуты)- пальчиковая гимнастика- гимнастика для глаз - смена видов деятельности- артикуляционная гимнастика (снятие эмоционального напряжения) , игры дидактические, ситуативные, ролевые.- релаксация ( звуки музыки, звуки природы, мини-аутотренинг)- эмоциональные разрядки ( минуты юмора, шутки, занимательные моменты)- виды работ во время урока, касающиеся тем о здоровье- стиль общения (тактичность, демократичность)- соблюдение санитарных норм





Фрагменты игровых технологий для формирования здоровьесберегющих компетенций у учащегося, используемых учителем Сосян Людмилой Алексеевной на уроках биологии.Применяю фрагменты игровых технологий для: - вовлечения в активную познавательную деятельность, для профилактики усталости, сохранения энергии для последующего обучения, социализации личности, формирование мировоззрения, потребности что-либо изменять в своей жизни, адекватно воспринимать окружающее.В игровых моментах работают разные группы мышц, меняется поза, осуществляется движение по классу, меняются виды деятельности, происходит контакт между детьми. Все это влияет на физическое, психическое и нравственное здоровье.

Примеры здоровьесберегающих форм работы.1. Работа с сигнальными карточками2. хлопанье в ладоши, топанье ногами3. фронтальный опрос с «волшебным» предметом,4. зарядка для глаз, рук, позвоночника, головы, шеи, ног.5. эстафетао ответа у доски6. «бегущая река» - графические схемы выполняют несколько учащихся по очереди7. опрос учениками – учеников (волейбол с воздушным шариком)8. ролевые задания: журналист, художник, технический менеджер, зритель, критик, директор, начальник НИИ9. уроки для «стажеров» (проследи за позой, создай климат сотрудничества, толерантности, помощи и консультации)10. Уроки л/р, п/р, «сделай сам, проконтролируй товарища, помоги и проконтролируй»





Основные принципы здоровьесбережения.1. Не «навреди»2. Постоянная забота о здоровье ученика и учителя3. Непрерывность. Работа по сохранению и защита здоровья должна вестись комплексно и постоянно.4. Соответствие содержания обучения возрасту5. Успех порождает успех. Это нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.



ИТОГ 1. Здоровье – дело не только личное, но и общественное богатство2. Оригинальная гимнастика ( мимика лица, мелодичное произношение)3. Правильная поза ученика на уроке4. Школьная оценка.5. Дискомфортное состояние ученика6. Роль педагога в здоровьесберегающих технологиях 7. Соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий8. Анализ каждого урока с позиции здоровьесбережения