Презентация на тему Сказкотерапия в детском саду
«Сказкотерапия» в детском садуМБДОУ «Светлячок» Воспитатель компенсирующей группыРязанова В.В.
• Сказкотерапия – занятие с помощью сказки,направленное на решение какой-либо проблемы. Этотметод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывалисказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давалипонять «что такое хорошо», а «что такое плохо».
Сегодня к функции сказки добавилась и ее диагностическая роль:занятия в детском саду сказкотерапией помогают быстрееадаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутреннийпотенциал ребенка. Кроме этого, они позволяют педагогудетского сада правильно планировать работу и выделитьпроблемные группы, определив направления коррекции.
Занятия в детском саду сказкотерапиейдостаточно проводить один раз в неделю вгруппах по 10-12 человек. Важно правильноопределить состав, чтобы в игреучаствовали дети с разными чертамихарактера.
Занятия сказкотерапией в детскомсаду могут проходить как спектакль— разыгрывание сказки.Воспитанникам предлагается навыбор несколько ролей – детиподсознательно сами выберут длясебя подходящую им, «верную»роль. Можно заранее подготовитьдекорации, костюмы, подобратьмелодии, подходящие по сюжету –все это будет способствоватьположительному эффекту.Ведущему занятие необходимоозвучивать текст сказки иприглашать участников выполнятьопределенные действия.
Возможно проведениезанятий в детском садусказкотерапией в формечтения или обсуждениясамой сказки. Важно датьвозможность каждомуребенку высказаться, приэтом на занятии должнацарить полная свободамысли – любое мнениеимеет право насуществование и недолжно осуждаться.
Занятие можно начать с предыдущего урока,вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затемперейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию,обсудить, найти точки соприкосновения с реальнойжизнью и в итоге – обобщить полученный на урокеопыт. Завершить занятие можно релаксационнойпаузой, в ходе которой дети с закрытыми глазамислушают ведущего и представляют то, о чем он говорит.
Занятия в детском саду сказкотерапией хороши тем, что позволяют вканву рассказа вплести логопедические и физкультурные упражнения,методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавноперевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки кнаиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилинагероев.
Занятия в детском садусказкотерапией могутвключать в себя какизвестные сказки, так ипридуманные воспитателемили родителями. Главныйгерой в таких сюжетахочень похож на конкретногоребенка. Со стороныпоступки лучше видно, ималыш с легкостью сможетсоотнести себя с героем.Важно преодолеть всепрепятствия в сказке, чтобыи в действительностиребенок увидел выход изсложившихся ситуаций.
В качестве авторов могутвыступать и сами дети. Детскаясказка показательна, онараскрывает переживаниямалышей, которые онистесняются обсуждать совзрослыми или о которыхродители даже и неподозревали.
Различают следующие виды сказок:• дидактическая: ребенку повествуют о новыхпонятиях (дом, природа, семья, правилаповедения в обществе);• художественная: знакомство ребенка сэстетическими принципами, традициямичеловечества;• диагностическая: в случае, если ребеноквыбрал себе любимую сказку и героя, то вданном контексте герой является прообразомсамого ребенка, каким бы он хотел быть;• профилактическая: сказки для чтения,служащие накоплению знаний ребенком;• медитативная: формирует положительноесостояние малыша (например, перед сном).
Сказкотерапия показана детям, у которых есть:— Трудности, связанные с общением (со сверстниками иродителями).— Чувство неполноценности. Практически все агрессивноеповедение — результат ощущения собственной«малозначимости» и попытки таким способом доказатьобратное.— Страхи и тревоги по самым различным поводам.— Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Сказкотерапия это:— Совершенствование вербального языка.— Развитие фантазии, воображения.— Развитие способности к глубокому образномумышлению, установлению причинно-следственных связей.
— Развитие эмпатии и умения слушать других.— Развитие чувства юмора.— Стимуляция интереса к творчеству в целом(поэзии, прозе, живописи).
• Когда ребенок слушает сказку, то онпогружается в события, которые в нейпроисходят и сильнее чувствуетпереживания героев сказки. Это создаетвозможность ребенку взглянуть на себясо стороны. Возвращаясь в реальныймир, он начинает чувствовать себя болеезащищено и уверенно.
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесныхвыражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственноевосприятие, мышление, воображение.
Положительный результат от занятий дополнительнодостигается особой подачей сказочного материала, гдеиспользуется все разнообразие голосовых и мимическихсредств.
Занятия сказкотерапией требуют тщательной подготовки,включающей организацию определенной предметнойсреды, запись фонограммы, возможность использованиясредств цвето- и арома-терапии. Естественно, что подобныезанятия, предполагают наличие у педагога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило,все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилиявзрослого открытием своей маленькой прекрасной души.
Классическая схема сказкотерапетическогозанятия, включает в себя:• повторение (вспомнить о том, что делали впрошлый раз, какие выводы для себясделали, какой опыт приобрели, чемунаучились);• расширение (познакомиться с новойсказкой или драматизировать знакомую,активизировать восприятие действийперсонажей сказки, вызватьэмоциональный отклик);• закрепление проигранного(приобрести новый опыт,закрепить новые качестваличности через различныеигры, упражнения,символические действия:путешествия, превращенияи т.п., практическойдеятельности);• интеграцию (связать новыйопыт с реальной жизнью);• резюмирование (обобщитьприобретенный опыт,связать его, с тем, которыйусвоен детьми).
Заканчивается каждоезанятиерелаксационной паузойили медитацией, когдадети представляют себечто-то заданноеведущим,“переваривают” иусваивают полученнуюинформацию, снимаютвозбуждение отактивной деятельности,готовясь квозвращению в группу.
Обязательным условием завершения занятия являетсясовершение детьми каких-либо символических действий илипроизнесения волшебных слов. Это позволяет им более легкоперейти к обычным действиям и занятиям в группе,мотивирует их на участие в новом занятии по сказкотерапии.
Основой для планированиязанятий по сказкотерапииявляются разработки Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю.Соколова, Т.М. Грабенко идругих авторов методик покреативной терапии.Используютсяпсихотерапевтические,психокоррекционные,дидактические имедитативные сказки,написанные ими специальнодля сказкотерапии.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!