Пропаганда толерантности среди учащихся, путем освещения достижений спортсменов- паралимпийцев.
Воспитание толерантной личности, как осознанного члена гражданского демократического обществаГБОУ СШ №236 подготовил:учитель ОБЖ и физической культуры высшей категории Правдина О.С. 1 Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие свободных и равноправных индивидов в условиях демократической правовой государственности. 2 Гражданское общество —формируется, как результат раскрепощения людей, их превращения в свободных граждан, обладающих чувством личного достоинства, когда каждый его член не только способен реализовывать свои личные права и свободы, но и с уважением относится к правам и свободам других членов этого общества. Истинно гражданским может считаться толерантное общество, общество свободное от предрассудков и предубеждений по отношению к людям с другими физическими, материальными возможностями, имеющих другой цвет кожи или исповедующих другую религию. 3 в нашей школе воспитательная работа среди учащихся по этому направлению постоянно ведется в рамках учебной деятельности: 4 * на уроках обществознания изучают права и свободы граждан;на уроках истории примерами подтверждается опасность идеологии нацизма для демократического общества;на уроках физической культуры воспитывается уважение к людям с ограниченными физическими возможностями; 5 на уроках мировой художественной культуры рассказывается о многообразии религиозных течений, влиявших на развитие культуры и искусства в средние века;в рамках курса ОБЖ раскрывается тема терроризма, как проявления нетерпимости и радикализма, недопустимые для современной личности; 6 внеурочная деятельность по этому направлению: 7 проводятся классные часы с диспутами и беседами на тему терпимого отношения к людям с другими взглядами и возможностями в подростковой среде;психологами ЦПМСС проводятся лекции и беседы с подростками на тему толерантности; 8 на педагогическом совете школы в декабре 2013 года было заслушано выступление, подчеркивающее необходимость пропаганды толерантности среди учащихся путем освещения достижений спортсменов- паралимпийцев; (см. приложение 1) 9 Результатом слаженной деятельности учителей- предметников, классных руководителей по пропаганде толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями явилась следующая деятельность учащихся: 10 в 2013- 2014 учебном году прошли тематические слушанья в 6- 11 классах на темы: «История создания и развития Паралимпиады», «Спортсмены- паралимпийцы- кто они?», « Достижения российских спортсменов- паралимпийцев в Сочи.» 11 прошли конкурсы стенгазет, посвященных паралимпиаде;был организован выпуск информационного листка с ежедневным обновлением достижений нашей паралимпийской сборной;учащиеся 10-11 классов получили диплом 1 степени в муниципальном конкурсе компьютерных презентаций МО «Волковское» «Молодежь- за спорт!». Приложение 1 Выступление на методическом объединении учителя физической культуры и О.Б.Ж. ГБОУ СШ № 236 Правдиной О.С. Тема: Пропаганда толерантности среди учащихся путем освещения достижений спортсменов- паралимпийцев. Последние 20 лет стали говорить – сейчас у молодёжи нет положительных примеров для подражания, нет героев нашего времени…Они есть! Горе и боль нашей страны не в том, что у нас нет героев, а в том, что освещать негативные моменты жизни в средствах массовой информации считается гораздо более «рейтинговым» делом. В наших силах помочь подрастающему поколению сформировать истинные идеалы и ценности. В рамках этой задачи необходимо усилить пропаганду толерантности среди учащихся путем освещения достижений спортсменов- паралимпийцев. Потенциально, лица с проблемами физиологического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. В России около 11 миллионов человек с ограниченными возможностями - более восьми процентов населения. Половина из них - люди трудоспособного возраста. Инвалидность, по сути, является синонимом нищеты и безнадежности. Но так быть не должно. Ведь многие из инвалидов при соответствующем образовании и реальной помощи могли бы стать полноценными членами общества, не зависеть от системы социальной защиты, что, в конечном счете, свидетельствовало бы о высоком гражданско-правовом статусе общества. В уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении и творчестве .Это говорит о том, что вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. "Имея" инвалидность человек также может быть способным и талантливым, как и человек, не имеющий проблем со здоровьем Возникновение видов спорта в которых могут участвовать инвалиды, связывают с именем английского нейрохирурга Людвига Гутмана, который, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, позволяет вернуться к полноценной жизни. Паралимпийские игры удивительное явление в жизни человеческого общества. Мы, возможно, не до конца осознаём их значение в развитии социума. Конечно, участники игр- герои. Яркий пример мужества, силы духа и преодоления человеческих слабостей, в умении жить полноценной жизнью, не смотря ни на какие жизненные передряги. В связи с этим вспоминается часто цитируемая в СМИ фраза многократного паралимпийского чемпиона безногого южноафриканца Оскара Писториуса: «Я не инвалид, у меня просто нет ног. Единственное отличие от брата и сестры для меня с детства заключалось в том, что мама, собирая нас в школу, надевала мне ботинки, которые не походили на остальные». Просто задумайтесь над этой фразой, дело не в том, чем ты обладаешь, а в том, как ты сможешь всем этим распорядиться, как ты себя чувствуешь в своей семье, в своем городе, наконец, в своем родном обществе. Увы, в нашем обществе еще не привыкли по-настоящему болеть за людей, не таких, как большинство, — без рук, без ног, слепых, глухих, глухонемых, частично парализованных, даунов. Задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы переориентировать сознание подрастающего поколения на умение сопереживать не только боли, но и радости других. Умение гордится достижениями паралимпийцев- это показатель душевного здоровья и зрелости нации в целом и каждой личности в отдельности! Безусловно, все — спортсмены- паралимпийцы — герои, потому, что не смирились с участью, уготованной судьбой. Они переломили её и победили. И совсем не важно, увенчана ли их победа официальной наградой. Именно через уважение и гордость за людей обладающих другими физическими, материальными возможностями, имеющих другой цвет кожи или исповедующих другую религию можно развивать толерантность у подрастающего поколения. Регулярное освещение в школе этой темы, выпуски стенгазет, ведение дневника предстоящей Паралимпиады поможет учащимся по- иному взглянуть на этот вопрос. Спасибо за внимание.