презентация Повышение уровня профессиональной компетентности учителя географии в условиях введения ФГОС
Повышение уровня профессиональной компетенции учителя географии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования. Актуальность инноваций в жизни общества Социальные институты реагируют на изменение цивилизации с разной скоростью Б и з н е с 100 км/ч Общество (взгляды, нормы поведения) 90 км/ч С е м ь я 60 км/ч Школаобразование 10 км/ч Политиказакон очень медленно «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе» Галилео Галилей Что сегодня понимается под профессиональной компетентностью педагога? Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) Современная модель профессионального роста учителя В условиях быстрой смены различных технологий предполагает осознание, понимание,оценивание собственного педагогического опыта;способность увидеть свой профессиональный труд в целом;быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями. Основные профессионально-педагогические компетенции Общекультурные компетенции, включающие способности к обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей их достижения, пониманию значения культуры как формы человеческого существования, использование знаний научной картины мира в образовательной и профессиональной деятельности, умение анализировать мировоззренческие, социальные и личностно-значимые философские проблемы, готовность к работе в коллективе.Общепрофессиональные компетенции, предполагающие умения использовать систематизированные теоретические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, владение современными видами коммуникаций. Основные профессионально-педагогические компетенции Профессиональные компетенции, включающие умения реализовать образовательные программы, применять современные технологии и методики обучения и воспитания .Компетенции в области культурно-просветительской деятельности, включающие способности к взаимодействию с участниками культурно-просветительской деятельности, использованию отечественного и зарубежного опыта организации этой деятельности. Содержание педагогической компетентности КомпонентыИнформационный (теоретический)Операционный (практический)Мотивационный (личностный)Правовой компонент Информационный компонент Профессионально-педагогическая эрудиция:Широкий кругозор, общая культура;Психолого-педагогические знания;Безупречное знание предмета;Знание методики преподавания. Операционный компонент Владение:профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом;разными технологиями и методами обучения;методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности;владение аудиторией, профессиональная наблюдательность. Мотивационный компонент Любовь к детямТребовательность к себе и детямДоброжелательность и общительностьУвлеченность работой, способность привить интерес к своему предметуПостоянное совершенствование педагогического мастерства * Умение: использовать в своей деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы. Правовой компонент * компетентность в мотивации учебной деятельности ученикакомпетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урокакомпетентность в целеполагании учебной деятельности;компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучениикомпетентность в предмете преподавания (предметная компетентность)компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задачкомпетентность в разработке программ деятельности и поведениякомпетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности)компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога: Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам) Критерии: профессионализм,творчество,мастерство,эффективность,оптимальность,индивидуальный почерк. Условия формирования профессиональной компетентности: 1. Анализ собственной педагогической деятельности.2. Повышение квалификации и образовательного уровня.3. Участие в конкурсах, фестивалях, сетевых сообществах.4. Обмен опытом и презентация собственных достижений5. Самообразование и создание портфолио – основные условия развития профессиональной компетентности педагога. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога : План самообразованияСоздание портфолиоПовышение квалификацииАктивное участие в семинарах, конференциях, конкурсах Участие в исследовательских работах, создание собственных публикацийИнновационная деятельность педагога. Самообразование Одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.В условиях реформирования школы, в процессе перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя. Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования. Формы самообразования Очное и дистанционное образование;Участие в сетевых сообществах;Создание собственных сайтов или блогов;Участие в очных или заочных конкурсах. Индивидуальное Групповое Портфолио Отражение профессиональной деятельности компетентности учителя;Здесь собираются и обобщаются результатысамообразования и профессионального ростаучителя (самооценивание и саморазвитие).В методический портфолио педагог может вложитьразработанные им в научно-методические разработки,публикации педагога в различных научно-методическихизданиях, средствах массовой информации, ссылки наСайты в сети Интернет, где размещены материалыпедагога, разработанные им в деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и прочие методические разработки. Основными принципами портфолио являются системность, достоверность и объективность представленных материалов. Инновационная деятельность учителя 1.Социально-педагогический феномен,отражающий его творческий потенциал, выход запределы нормативной деятельности.2. Масштабное практическое воплощениенового знания, применение в практическойДеятельности результатов научно-исследовательскойпознавательно-творческой деятельности. Инновационная деятельность учителя Типы инноваций глобальная инновациято, чего нигде и никогда не было, а теперь будет. локальная инновация где-то это уже успешно и эффективно работает, но не здесь. поиск идеальных методик и программ;- их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление; процесс освоения новшества (нового средства, метода,методики, технологии, программы); технологизацияобучения;- использование информационных технологий;- учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении;-освоение и внедрение внешнего инновационного опыта;-проектирование авторского инновационного продукта. Технологии обучения в логике компетентностного подхода на уроках географии являются: проектное обучение;модульное обучение;активное обучение;интерактивное обучение;технология развития критического мышления;технология задачного обучения;технология оценивания учебных достижений (портфолио, тестирование). Профессиональные качества: Доброжелательно и заинтересовано относиться к учащимсяБыть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы в своей деятельностиИметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимисяИметь развитую способность к критике и рефлексииВоздерживаться от роли кладезя мудрости и знанияПонимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способностиБыть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросуСпокойно реагировать на едкие замечания в свой адресИметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликимУметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствамиДемонстрировать компетентное поведение – собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.Демонстрировать увлеченность своим предметомИспользовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями. Компетентность - это не просто обладание знаниями, это скорее, потенциальная готовность учителя разрешать проблемы различного уровня сложности со знанием дела.Компетентный учитель – овладевший профессиональными знаниями и умениями,способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Спасибо за внимание и понимание! Подготовила Фатеева Елена МихайловнаМБОУ СОШ №2 п. Добринкафилиал в селе Павловкафевраль 2015 г.