Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в образовательном учреждении
Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в образовательном учрежденииМогилова Инна Валериевна, методист МБУ ДПО «ИМЦ»
принцип личностно-ориентированного обученияпринцип междисциплинарного подхода принцип вариативной развивающей среды принцип вариативной методической базы обучения и воспитанияпринцип самостоятельной активности ребенкапринцип семейно-ориентированного сопровожденияпринцип активного включения всех участников образовательного процессаПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИИ
Психолого-педагогическое сопровождение –психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.
Принципы психолого-педагогического сопровожденияНепрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность. Индивидуальный подход. Им руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровожденияТо, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.Междисциплинарный подход: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Основные направления деятельности педагога-психологаПсиходиагностика.Психологическое просвещение. Психологическая профилактика.Психологическая реабилитация.Психологическое консультирование.Развивающая и психокоррекционная работа.
Роль педагога-психологасоздание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новому в профессии.
Суть психологической работыснятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков
Психологическая реабилитации — это воздействие на психическую сферу инвалида, на преодоление в его сознании страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной личностной позиции.
содержание психологической реабилитациисоциально-психологическое консультирование; психодиагностика и обследование личности; психологическая коррекция; психологические тренинги; психологическая помощь и поддержка; социально-психологический патронаж; проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения; психопрофилактическая работа.
Методы психологической реабилитациибеседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия), ролевые игры, тренинговые упражнения, группы психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Классификация В.А. Лапшина и Б.П. ПузановаДети с особыми образовательными потребностями:дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).дети с нарушением речи (логопаты).дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.дети с умственной отсталостьюдети с задержкой психического развития.дети с нарушением поведения и общениядети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДАдети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
нарушения в сферах
Нарушения развития и нарушения здоровьяОсобенности развития детей с церебральным параличом (ДЦП)Дети с задержкой психического развития (ЗПР)Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниямиДети с нарушением зренияДети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СГДВ)
Обучающиеся с ОВЗ:- диагностика проблем ребенка с ОВЗ;- определение образовательного маршрута ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии;- составление индивидуального маршрута развития ребёнка;- проведение коррекционно-развивающих занятий;- оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.
Обучающиеся (нормативно развивающиеся)- групповые и индивидуальные занятия нормально развивающихся детей с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ;- совместное участие в выступлениях образовательного и творческого характера как в рамках ОУ, так и вне его;- привлечение здоровых детей к оказанию помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и режимных моментах.
Сопровождение педагоговПсихологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования :эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, толерантность (терпимость), эмпатия,готовность к эмоциональному принятию детей с ОВЗ,положительная мотивация к работе с детьми с ОВЗ,организация педагогического процесса, отработка механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
способы включения: 1) принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»; 2) включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи; 3) вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач; 4) использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Основные психологические «барьеры»страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Сопровождение педагогов- групповые занятия в активных формах с педагогическими коллективами школ с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ;- групповые и индивидуальные консультации педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. психолого-педагогическое образованиепреодоление социальной беспомощности групповые и индивидуальные консультации родителей (законных представителей) детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования;проведение совместных занятий (ребенок, педагог, родитель (законный представитель));фото/видео фрагменты занятий, праздников, досугов, режимных моментов в ОУ с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения детей с ОВЗ;обмен опытом семейного воспитания и обучения детей с ОВЗ;домашнее видео, как отчет родителей (законных представителей) о работе с ребенком в домашних условиях.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов,общения с другими родителями в рамках групповой работы. принятие на себя ответственности за воспитание и развитие своего ребенка.
Спасибо за внимание!