Презентация на тему Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
Гражданско-правовое и патриотическое воспитаниеМБОУ Зелено-Рощинская ООШБугульминского муниципального района Республики Татарста2015 годМутагирова И.Ф., Фаритова И.А.
Д.С.Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»
Патриотизм является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.Нет любви к Родине – нет государства.
Нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества
Воспитание патриотических чувствучащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране.
Задача современной школы –создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства
Государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколенияНа это указывают следующие государственные документы:Закон «Об образовании»,Концепция модернизации российского образования,Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
Ключевая идея воспитательной системы направлена на формирование гражданской позиции школьникаЗа основу необходимо взять воспитание гражданских качеств: способность к творчеству, к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, понимание ценности семьи и семейных отношений, уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности можно считать:Воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;Воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью семьи;Воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью коллектива;Воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;Воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человекаЗарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству
Патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности
Содержаниепатриотического воспитанияВажнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям.Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество.Оно включает в себя потребность преданно служить родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;уважительное отношение к языку своего народа;заботу об интересах Родины;осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;проявление гражданских чувств;гордость за свое отечество;ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные словаЭто своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников Большую роль здесь выполняет семья другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения
Основные направления патриотического воспитания
Духовно-нравственноеЦель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей , социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определенных принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско-патриотическоеВоздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Историко-краеведческоеСистема мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Героико-патриотическоеСоставная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Военно-патриотическоеОриентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическоеНаправлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Социально-патриотическоеНаправлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной.Оно берет начало с приобщения ребенка к историко-культурным традициям родного края.На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая её на такие ценности как СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА.
Взаимодействие с семьей Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив. Здесь созревает личность. Несмотря на изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу.
Одним из главных направлений является изучение духовных традиций семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи.
Система работы педагогов МБОУ Зелено-Рощинской основной общеобразовательной школыпо патриотическому воспитанию учащихся
Патриотическое воспитание через работу библиотекиМногие годы работа школьной библиотеки строится совместно с работой сельской библиотеки.
Встреча с поэтессой Верой Петровной Хамидуллиной
Театр книги «Душа»
Мероприятие, посвященное Дню Победы «Выстоять и победить!»
«Город древний – город славный»
Патриотическое воспитание через работу музея
Операция «Забота»Чтобы сердце горело,А не тлело во мгле,Делай доброе дело –Тем живем на земле
Патриотическое воспитание учащихся через урочную деятельность
В рамках патриотического воспитания, начиная с начальной школы, классные руководители проводят тематические классные часы, игры, беседы, конкурсы и различные фольклорные праздники«Красным девицам – красны подарочки»
«Люблю твою, Россия, старину!»
«Романса звуки чудные» style.rotation
«История русского пряника
r
«Горе тому, кто добра не делает никому»
«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!»
«Я знаю, что все женщины прекрасны!»
«Тепло там, где добро»
«Праздник славянской письменности»
Вахта памяти, посвященная воинам- интернационалистам
«Вечной памятью живы»Мероприятие, посвященное воинам-интернационалистам
Участие в научно-практических конференциях:2 место в муниципальной НПК – Дятлова Ирина – «Звучащий мир Л.Н.Толстого» и 3 место в Республике;1 место в зональной НПК – Позднякова Мария – «Лубочное искусство В.В.Маяковского» и 2 место в муниципальной НПК;2 место в муниципальной НПК – Насонова Валерия – «Священный образ Родины»2 место в муниципальной НПК – Зангиров Олег по татарскому языку;Притчик Виктория, Притчик Ольга, Турецкова Регина – участники муниципальной НПК, посвященной 70-летию Победы.
Несколько лет живет в нашей школеАкция «Письмо солдату»
Постоянно ученики нашей школы участвуют в муниципальной военно-спортивной игре «Зарница»и занимают призовые места
Ежегодно участвуем в городском конкурсе чтецов1 место Вечкилева Евгения - стихотворение, посвященное воинам-афганцам;1 место Вечкилева Евгения - стихотворение, посвященное родному краю;1 место Вавилов Владимир - стихотворение, посвященное России;Позднякова Мария – лауреат конкурса за стихотворение «Ты цвети и здравствуй, край родной!»;Мияссаров Артур – участник республиканского фестиваля Салиха Сайдашева на татарском языке;Дрыгина Вероника, Ишбирдин Саша – участники муниципального театрализованного представления по татарскому языку.
Патриотическое воспитание через организацию экскурсийПоездка в Свияжск
Поездка в Раифский монастырь
Поездка в Елабугу
Поездка в Казань
Патриотическое воспитание через систему классных часови мероприятий
«Вечной памятью живы»»
Парламентский урок
«Мой дом – моя крепость»
День защитника Отечества
Проведены классные часы:«Моя малая родина»«Моя родословная»«Цена ломтика хлеба»«О героях былых времен»«Декларация прав ребенка»«Так цвети и здравствуй, край родной»«Наша Конституция»«С заботой о Родине» «Символы России» и многие другие
Патриотическое воспитание через переписку
На родину Льва Николаевича Толстого, в Ясную Поляну,
В Елабугу, в литературный музей имениМ. И. Цветаевой
На родину С. А. Есенина, в село Константиново
Писателю В. Н. Крупину
Ответ писателяВ. Н. Крупина
ppt_yppt_yppt_y
Владимир Николаевич Крупин пишет: «Моим самым лучшим читателям, отрокам и отроковицам. А ведь я и сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу. Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него. Любите Россию, другой нет и не будет.»
Из письма В.Н. Крупина
Влияние на воспитание в школьнике Гражданина оказывает и социальная среда, в которой он постоянно находится.Окружение школы: предприятия, памятники истории, и культуры, театры – все должно работать на воспитание в ребятах гражданственности. Большую роль в воспитании подрастающего поколения Зеленой Рощи играют сельская библиотека и Дом культуры
Патриотическое воспитание через нравственную проповедь
Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей.
Спасибо за внимание.Всем педагогам здоровья, счастья и удачи!
ppt_yppt_yppt_y