Презентация на тему Технология проектирования и исследования в области дополнительного образования детей
Технология проектирования и исследования в дополнительном образовании. Выполнила : преподаватель МБО ДО «ДХШ»Хайруллова А.Ф. Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи (в различных областях науки) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. При обучении приемам исследовательской деятельности нужно изменять уровни реализации «исследовательского обучения»: • Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. • Учитель ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск. • Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются ребенком самостоятельно. Деятельность ученика: • Распознавание и четкое формулирование проблемы. • Собирает данные при наблюдении, работает с литературными источниками. • Намечает план действий. • Формулирует гипотезу с помощью логических рассуждений. • Проверка гипотезы. • Оформляет результаты деятельности, выбирая адекватную форму представления результатов. Деятельность педагога: • Управляет процессом овладения способами получения знаний, не навязывая своего мнения. • Управляет развитием умений практически использовать полученные знания и формирует мировоззрение школьников. • Обучает приемам подготовки презентации различных типов. • Координирует и вдохновляет учащихся в их поисковой деятельности. Реализация этих функций требует особой подготовки педагога, изменения его отношения к характеру взаимодействия между учителем и учеником. Продолжительность презентации определяется регламентом, но чаще всего составляет 10-15 мин. Принято придерживаться определённой последовательности в изложении: • титульный слайд (название работы, автор(ы), руководитель(и), консультант(ы); • цель работы, рабочая гипотеза; • теоретическое обоснование актуальности исследования (при необходимости); • использованные методы; • этапы работы, описание результатов; • объяснение результатов;• выводы, возможности использования результатов исследования и перспективы дальнейшей работы по данной теме; • благодарности; • источники информации. Проект – это завершенная форма творчески организованной самостоятельной работы учащегося. Количество проектов обычно меньше, чем исследовательских работ, но именно проекты завершают логику интерактивного школьного обучения, ориентированного не на бесконечное повторение. Проектная форма образования кардинально меняет роли и позиции школьника и учителя. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; • развивают у себя исследовательские умения; • развивают системное и проектное мышление. Базовые принципы проектной формы организации деятельности школьника: • свобода обучающегося; • взаимодействие его с группой обучающихся; • гибкое распределение учебного времени. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: • постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), • изучение теории, связанной с выбранной темой, • выдвижение гипотезы исследования, • подбор методик и практическое овладение ими, • сбор собственного материала, • его анализ и обобщение, • собственные выводы. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов. 1 этап в формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта-урок-исследование. Подготовка этого типа урока предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогическую деятельность учителя 2 этап - урок-проект Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Выполнение иллюстраций к произведениям Г.Х.Андерсона Знакомство с произведениями. Снежная королева Эскизы Спасибо за внимание!