Открытое заседание познавательного клуба «Додекаэдр» ТЕМА: Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике, природе и в отношениях между людьми Мероприятие проведено


Мир без агрессии Это возможно? Формы и методы построения внеклассного взаимодействия без агрессии Разработка заседания познавательного клуба «Додекаэдр» Цели:Образовательные – научить студентов пользоваться содержательным смыслом слова «толерантность», определять проявления толерантности в жизни и познавательном материале предметов, изучаемых в техникуме;Воспитательные – создать положительный опыт разрешения ситуаций общения и восприятия с позиций терпимости (толерантности) и доброты;Развивающие – развить навыки практического делового общения и творческого мышления через участие в работе клуба Все красивое в природе, составляющее что–то единое целое, только тогда нам кажется красивым, когда части этого целого между собой находятся в отношении золотой пропорции: «Меньшая часть относится к большей, как большая к целому»  Сердце бьется непрерывно – от рождения человека до его смерти. Его работа должна быть оптимальной, обусловленной законами самоорганизациибиологических систем. Отклонения от оптимального режима вызывают различные заболевания. А так как золотая пропорция является одним из критериев самоорганизации в живой природе, естественно предположить, что и в работесердца возможно проявление этого критерия. Нужны были глубокиеисследования, и они были проведены советским ученым В.Д.Цветковым В.Цветков установил,что у человека и у других млекопитающих имеется оптимальная («золотая»)частота сердцебиения, при которой длительности систолы, диастолы и полногосердечного цикла соотносятся между собой в пропорции 0,382 : 0,618 : 1 ,т.е. в полном соответствии с золотой пропорцией Посмотрим на сосновую шишку. Чешуйки на ее поверхности расположены строго закономерно - по двум спиралям, которые пересекаются приблизительно под прямым углом. Число таких спиралей у сосновых шишек равно 8 и 13 или13 и 21 В корзинках подсолнечника семена также расположены по двум спиралям, их число составляет обычно 34 и 55, 55 и 89. Отношение этих чисел, попарно перечисленных выше,в пределе стремится к числу (0,61803…),равному золотому сечению Установлено, что при расположении листьев под идеальным углом - «углом золотой пропорции» (природа все предусмотрела!) ни один лист не будет располагаться точно над другим, так как при изменении формулы листорасположения (у разных растений она разная) изменяется и угол расхождения листьев, чем создаются лучшие условия для фотосинтеза Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе Сколько создано архитектурных шедевров, картин художников, музыкальных произведений, стихов и многого другого выдающегося, о чем помнят и что почитают потомки, с помощью основного закона красоты и гармонии, имеющей выражение на языке математики в виде пропорции: 0,382 : 0,618 : 1 ! Леонардо да ВинчиМона Лиза, 1503—1505Ritratto di Monna Lisa del GiocondoДерево, масло. 76,8 ? 53 смЛувр, Париж АвторКрамской Иван Николаевич (1837 -1887)Техника исполнения оригиналаХолст, масло Христос в пустынеМузей оригиналаИз коллекции Третьяковской галереи Доброта и толерантность спасёт мир.Добро и зло. Откуда это в человеке?Когда становится он добрым или злым?Быть может он рождается таким? XXI век - век толерантности "Учимся договариваться". Это перекликается с основной функцией «золотого сечения» - улаживать существующие в обществе конфликты, смягчать напряженность, устанавливать "правила игры", позволяющие обществу функционировать, несмотря на противоречивые интересы и потребности людей. Принцип «золотого сечения» в отношениях между людьми В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость Еще Пифагор (ок. 580 г. до н. э.) говорил, что невозможно, даже защищая истину, быть нетерпимым А Монтень (1533-1592 гг.) высказывался так: “Если кто-то шагает не с той ноги, мы считаем его грешником. Какая животная глупость!” Нетолерантность опасна не потому, что она бесплодна, а потому, что уничтожает любого, кто выступает против нее Эйнштейн утверждал, что “толерантность — это способность человека принимать и доброжелательно оценивать качества, взгляды и действия других людей, которые имеют совсем иные навыки, мнения и вкусы. Быть толерантным совсем не означает быть безразличным к действиям и чувствам других. Необходимо проявлять понимание и сопричастность” Эйнштейн (1879-1955 гг.) Вольтер (1694-1778 гг.) считал, что это человеческое свойство. “Всякий имеет грешки и слабости, — писал философ. — Надо прощать друг друга. Это основной закон человеческой природы” Бор твердо придерживался принципа, что в споре можно быть неправым, но нельзя быть невежливым. Он сам был образцом толерантности, всегда с пониманием относился к сотрудникам и искренне радовался их успехам Нильс Бор (1885-1962 гг.) Современная идея толерантности: Что сделает работу преподавателя в плане "Учимся договариваться" успешной? Признание следующих идей: Студент - это прежде всего человек, то есть "живое существо, обладающее даром речи и мысли, способностью создавать и использовать орудия труда, создавать себе и другим настроение". Студент, независимо от возраста, характера и успеваемости, - личность, то есть член общества, имеющий права и обязанности перед собой и другими. В этом смысле студент и преподаватель равны друг другу Все люди взаимозависимы, несут определенную ответственность друг за друга, являются в определенном смысле условием развития друг друга.Наиболее продуктивные и достойные способы взаимодействия людей друг с другом - сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, договор, что невозможно без стремления понять другого и себя, без стремления согреть другого, помочь ему, без умения общаться, преодолевать себя, договариваться Процесс "Учимся договариваться" - это процесс сотрудничества студентов и преподавателей по углублению, закреплению названных выше установок.Внеклассная работа - средство прежде всего нравственного и правового воспитания гражданина свободного общества Из Преамбулы Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи» Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории "толерантность" Общее содержание понятия толерантность не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность - "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность - "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим", в персидском - "терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению" Декларация принципов толерантности толерантность - это гармония в многообразиине только моральный долг, но и политическая, и правовая потребностьэто активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человекакаждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другимилюди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на "разумное, доброе, вечное". Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании студента и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм