Информационные технологии как средство интерактивного обучения
Информационные технологии как средство интерактивного обучения
Мы живём в эпоху высоких скоростей и огромных информационных потоков.
Наши дети уже не такие, какими были мы в их возрасте.У них уже формируется менталитет членов «информационного» общества.
Вы, наверное, обратили внимание на то, как ловко они обращаются с бытовой электроникой, мобильными телефонами, компьютерами. Это говорит о том, что на подсознательном уровне процесс, что называется, «пошел». Поэтому крайне важно подкрепить его знаниями, т. е. «поддержать» на уровне сознания. Поэтому мы говорим об информатизации школы.
Итак, понятие «информационная технология» базируется на понятии «технология». Наиболее распространённым является определение, зафиксированное в различных энциклопедиях и словарях: «ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. Techne-искусство, мастерство, умение и …логия) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции…»
Опираясь на рассмотренное содержание понятия «технология», можно сформулировать следующее определение понятия «информационная технология»:ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это совокупность средств и методов их применения для целенаправленного изменения свойств информации, определяемого содержанием решаемой задачи или проблемы.
Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Развитие личности.1. Выполнение социального заказа.1. Интенсификация учебно-воспитательного процесса.2. Мышление.3. Эстетическое воспитание.2. Повышение эффективности и качества обучения.4. Развитие умений.5. Формирование информационной культуры.3. Обеспечение мотивов познавательной деятельности.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования информатизации воспитательно-образовательного процесса в образовательном учреждении.
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Применение интерактивной доскипозволяет преподавателю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала,организовывать групповую работуи создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.
Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении - интерактивная доска.Педагогические возможности электронной доски как средства обучения намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности.Вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный»,«act» – действовать.Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Для меня обучение детей никогда еще не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения.Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.
г.Беслана МКОУ СОШ №6 В нашей школе есть возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями. Интерактивная доска проста в использовании.
Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.
Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. Любой урок имеет двух субъектов: учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель.
(нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)
Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше.
Ещё один важный момент при работе с доской – управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания. Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены
Интерактивная доска:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}экономия временивизуализация изученного материалаинтерес к предмету, концентрация вниманияактивное познавательное пространство
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.
Каждое из данных чисел увеличить на 20 и записать ответ.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}714283245536627
Ребусы
Физкультминутка
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся со мной на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики меньше отвлекаются на таких уроках.
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать ее постоянно, потому что с её помощью смогла вовлечь детей в образовательный процесс.
УДАЧИ ВСЕМ!